Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Принято выделать четыре основные рыночные структуры:
· Совершенная конкуренция;
· Монополистическая конкуренция;
· Олигополия;
· Чистая монополия.
Барьеры входа — это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок. Барьеры входа являются источником ценовой власти компании — возможности компании поднимать цену не теряя при этом потребителей.
· Реклама — Фирмы уже находящиеся на рынке могут сделать тяжелым появление новых конкурентов за счет высоких затрат на рекламу, которые новые компании вряд ли смогут оплатить.
· Лояльность покупателей — Крупные компании на рынке могут иметь лояльных покупателей выпускаемого продукта. Наличие имеющихся сильных брендов может стать серьёзным барьером входа.
· Управление ресурсами — Если компания контролирует необходимый ресурс для конкретной индустрии, то другие компании не могут выйти на этот рынок.
· Преимущества, не зависящие от масштаба компании — Владение технологией, ноу-хау, преимущественный доступ к материалам, преимущественное географическое положение.
итд
Совершенная конкуренция. Наличие абсолютно эластичного спроса является критерием совершенной конкуренции.
· Множество производителей, действующих независимо друг от друга.
· Низкие барьеры входа и выхода в отрасль.
· Полная информация о рынке и продукции.
· Отдельные фирмы не контролируют цены на рынке.
Несовершенная конкуренция:
Монополистическая конкуренция. Означает интенсивную конкуренцию в соединении с небольшой долей монопольной власти, так что производитель сталкивается со спросом, зависящем от цены. Кривая спроса является нисходящей – спрос увеличивается при снижении цены.
· Множество производителей, действующих независимо друг от друга.
· Производимый продукт дифференцирован (имеет много реальных и мнимых различий).
· Низкие барьеры входа и выхода в отрасль.
· Возможность сговора отсутствует.
· Возможен частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм.
Олигополия. Число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию конкурентов. Крупные фирмы чувствительны к политике ценообразования друг друга. Фирма не может добиться положительных результатов за счет снижения или повышения цен. Это называется ценовой войной.
· Несколько производителей, доля рынка у каждой фирмы велика.
· Фирмы зависимы друг от друга.
· Производимый продукт однороден или дифференцирован.
· Высокие барьеры входа в отрасль.
· Возможен сговор фирм.
· Фирмы осуществляют частичный контроль над рыночными ценами.
Монополия. Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
· Один производитель на рынке или создание уникальной продукции.
· Рыночная власть позволяет устанавливать монопольно высокие цены
· Очень высокие барьеры входа в отрасль.
· Фирма осуществляет контроль над рыночными ценами.