Издержки представляют собой денежное выражение затрат на приобретение факторов производства, использованных в ходе производства и реализации продукта – товаров и услуг.
Издержки производства – расходы, связанные с производством и реализацией продукта за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Виды издержек:
· Явные издержки – оплата ресурсов, товаров и услуг (факторов производства), приобретаемых на рынке. Включают затраты на сырье и материалы, оплату труда (зарплату), оплату за использование земли (ренту) итд. Сумма всех издержек выступает как себестоимость продукции.
· Альтернативные издержки – потери дохода от возможного альтернативного использования капитала (вопрос 6)
· Переменные издержки – издержки, зависящие от объема производства (затраты на сырье, рабочую силу, итд).
· Постоянные – не зависящие от объема производства.
· Валовые издержки – сумма постоянных и переменных издержек.
· Средние издержки – Издержки на производство и реализацию единицы товара. Определяют путем деления постоянных издержек на объем продукции.
Прибыль — положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).
Рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.
Виды прибыли:
· Бухгалтерская – равна разнице между выручкой и внешними издержками
· Экономическая (чистая) – разница между бухгалтерской прибылью и внутренними издержками
· Нормальная прибыль – заработная плата или вознаграждение за предпринимательский труд.
Функции прибыли:
· Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
· Прибыль обладает стимулирующей функцией.
· Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Источники прибыли:
· Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта.
· Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.
· Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.