Спрос – желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.
Величина спроса – количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких.
На формирование спроса влияет множество факторов. Ведущий из них – цена единицы блага.
Кроме цены, существуют и другие факторы, которые влияют на величину спроса. Их называют неценовые или детерминанты.
· Потребительские вкусы
· Число покупателей
· Доходы потребителей
· Цены на сопряженные товары
· Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.
Изменение величины спроса означает, что кривая спроса изменяет свое положение вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса)
Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей.
Однако не всякая потребность может иметь денежное выражением и быть удовлетворенной рынком. Тем не менее, важнейшие жизненные потребности людей в пище, одежде, обуви, бытовом обслуживании, и, конечно, медикаментах наилучшим образом, как показывает история развитых рыночных хозяйств, удовлетворяются через рынок благодаря спросу.
Аномальные случаи формирования спроса.
· Эффект присоединения к большинству – «быть не хуже других», не отставать от моды. Увеличение спроса с ростом цены.
· Эффект сноба – уменьшение спроса на товар вследствие того, что его покупают другие. Желание выделиться из толпы.
· Эффект Веблена – цена становится показателем престижности товара. Снижение цены на товар побуждает потребителей отказываться от покупок.
· Парадокс Гиффена – Удорожание жизни побуждает часть населения изменять структуру своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ.
Предложение – делание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.
Величина предложения – количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо цене в течение определенного времени.
Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Коренное свойство закона предложения – с повышением цен соответственно возрастет и величина предложения. И напротив, со снижением цен сокращается предложение.
Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.