Рынок – способ взаимодействия спроса и предложения благ.
Рынок – способ спонтанной координации действий экономических агентов.
Это форма общения равноправных лиц, физических и юридических: производителей (собственников) и потребителей (пользователей) экономических благ, включая ресурсы, а так же посредников между ними. Результатом такого общения являются договоры (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях (цене, качеству, количеству итд). Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу наиболее успешно хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию.
Виды рынков по предмету обмена:
Рынок товаров и услуг. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.
Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги.
Классификации рынков
По территориальному признаку:
· Региональный – рынок одной стран, объединенных территориально (европейский, азиатский)
· Национальный – рынок одной страны
· Мировой – всех стран вместе взятых
По собственности:
· Рынок частного капитала
· Рынок государственного капитала
· Рынок смешанного капитала
По сферам деятельности:
· Рынок ресурсов (земли и природных богатств)
· Рынок капитала (оборудования, сырья, материалов, информации итд)
· Рынок труда
· Финансовый рынок (ценных бумаг, денежно-кредитный и валютный рынки)
· Рынок потребительских товаров и услуг (товаров кратковременного пользования:хлеб, молоко, сигареты итд; долговременного пользования: автомобиль, мебель, дома
· Рынок предметов роскоши (яхты, алмазы итд)
· Рынок социальных услуг (образование, здравоохранения, туризм итд)
Функции рынка:
· Посредническая - соединение производителей товаров и их потребителей.
· Ценообразования - установление равновесной цены на тот или иной вид товара-цены, при которой спрос на товар равен предложению товара..
· Информационная - предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.
· Регулирующая - «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
· Санирующая (оздоровительная) - «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.
Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Выделяют:
· издержки сбора и обработки информации,
· издержки проведения переговоров и принятия решений,
· издержки контроля
· издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка
Пример
Табачная фабрика при производстве загрязняет воздух. Жители близлежащих домов в сумме готовы потратить на избавление от дыма 100 единиц денег; установка оборудования, решающего данную проблему, стоит 75 единиц денег, однако в связи с тем, что жильцов много, затраты на то, чтобы договориться, составляют 30 единиц денег. В результате оборудование не устанавливается, потому что суммарные денежные и трансакционные издержки больше 100 единиц.