Методы построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра получили название нормативно – параметрических.
К данной группе методов ценообразования можно отнести:
– метод удельных показателей;
– агрегатный метод;
– метод структурной аналогии;
– балловый метод;
– метод регрессионного анализа.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия.
Агрегатный метод заключается в суммировании себестоимости (цен) отдельных конструктивных частей параметрического ряда продукции с добавлением стоимости оригинальных узлов (деталей).
Этот метод применяется, когда новая продукция состоит из различных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены или нормативная себестоимость которых известны, а цена или совокупная себестоимость продукции исчисляется как сумма цен (себестоимости) отдельных конструктивных элементов или определяется путем суммирования (вычитания) цен или себестоимости добавляемых или сменяемых элементов (узлов, комплектующих изделий).
Метод структурной аналогии. По однотипной продукции на основе статистического материала определяется структура ее себестоимости, т.е. находятся удельный вес материальных затрат и заработной платы в полной себестоимости. Затем определяются абсолютные величины материальных затрат или заработной платы по новому изделию.
Балловый метод заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителя.
Практическое использование баллового метода при определении конкретных цен включает четыре этапа.
На первом этапе тщательно отбираются основные технико- экономические параметры. Они могут быть разными в зависимости от сферы использования данного изделия. Если, например, музыкальный центр используется в производственном процессе, то цена на него будет определяться в первую очередь мощностью и надежностью. При продаже этого изделия населению особое значение приобретает дизайнерское исполнение.
Второй этап – начисление баллов по каждому выбранному параметру. Это делается экспертным путем по определенной процедуре. В качестве экспертов должны выступать не только представители производителя, но и основные потребители.
Третий этап – определение интегральной оценки технико- экономического уровня изделия. В случаях, когда все параметры продукции, подвергающиеся балловой оценке, считаются равнозначными по удельному весу, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов. Если отобранные для оценки
параметры не равнозначны для потребителя, устанавливаются коэффициенты весомости (значимости) отдельных параметров. Оценки, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости. Полученные баллы суммируются по каждому изделию.
На заключительном, четвертом этапе, рассчитываются сами цены.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений
Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от их
параметров, строго определять аналитическую форму связи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для определения цен изделий, входящих в параметрический ряд. Метод регрессионного анализа является более точным, более совершенным среди других параметрических методов. Увязка цен с качеством достигается с помощью экономико-параметрических приемов и вычислительной техники.
Построение регрессионной модели зависимости изменения цены от технических параметров включает следующие этапы:
1. отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на цены изделий параметрического ряда;
2. выбор формы связи изменения цен в зависимости от параметров;
3. построение системы уравнений в соответствии с принятой функцией и расчет формул регрессионной зависимости цен от параметров для параметрического ряда.