Первой задачей управления в этом случае является диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы. Является ли такое положение результатом неожиданного падения объема продаж из-за ухудшения экономической конъюнктуры? Неудачно выбранной конкурентной стратегии? Плохой реализации хорошо разработанной стратегии? Слишком большого размера долга? В данном случае необходимо определить, можно ли спасти бизнес или ситуация безнадежна.
Наиболее распространенными причинами возникновения кризисных ситуаций являются следующие:
· слишком большой размер долга;
· переоценка перспектив роста продаж;
· игнорирование отрицательного воздействия на прибыль агрессивных попыток купить долю рынка за счет значительного снижения цен;
· высокий уровень постоянных издержек из-за неспособности рационально использовать производственные мощности;
· ставка на технологический прорыв в долгосрочной перспективе;
· ставка на исследования и разработки (большие вложения) для укрепления конкурентной позиции и прибыльности и неудача в разработке эффективных новых товаров;
· частая смена стратегий;
· уступка конкурентных преимуществ более удачливым соперникам.
Разрешение данных проблем и успешное восстановление бизнеса может включать следующие действия:
1. Пересмотр текущей стратегии.
2. Принятие мер для увеличения доходов.
3. Последовательное снижение издержек.
4. Продажа части активов с целью увеличения наличных средств для сохранения оставшейся части бизнеса.
5. Использование комбинации этих действий.
Пересмотр стратегии. Задача пересмотра стратегии может быть решена посредством:
1. сдвига в сторону нового конкурентного подхода для восстановления позиции фирмы на рынке;
2. пересмотра внутренних операций и функциональных стратегий для обеспечения лучшей поддержки общей деловой стратегии;
3. слияния с другой отраслевой компанией и следования пересмотренной стратегии. базирующейся на общем потенциале;
4. сокращения числа продуктов и круга клиентов до уровня идеально подходящего нынешним возможностям фирмы.