Хотя в данной ситуации наиболее очевидными являются стратегия сбора урожая, обеспечивающая получение максимального объема наличных средств за короткий период времени, продажа фирмы или прекращение ее деятельности, компании, прочно стоящие на ногах, все же могут добиться в этих отраслях хороших результатов. Продажа фирмы может быть целесообразна, а может быть и нет, прекращение деятельности - это крайняя мера. Сильные компании в состоянии увеличить объем продаж за счет слабых конкурентов, а уход последних с рынка или их слияние с другими фирмами позволят оставшимся захватить большую долю рынка.
1. Ориентация на стратегию фокусирования путем выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов. Часто один или более сегментов растут быстрыми темпами, в то время как отрасль в целом переживает застой.
2. Ориентация на дифференциацию на основе улучшения качества и инноваций. Улучшенное качество или товарные новшества могут оживить спрос путем создания новых растущих сегментов или путем завоевания большего доверия у покупателей. Удачное новшество открывает путь для неценовой конкуренции.
3. Работать усердно и без перебоев, чтобы снизить уровень издержек. Когда рост объема продаж не приводит к росту доходов, компания может увеличить размер своей прибыли и доход от капиталовложений путем постоянного сокращения текущих расходов и увеличения производительности. Фирмы могут достичь сокращения уровня издержек за счет:
1. отказа от функций и видов деятельности, которые могут быть выполнены другими фирмами с меньшими затратами;
4. использования большего количества сбытовых каналов для достижения объема продаж, необходимого для снижения уровня издержек;
5. отказа от мелких и дорогостоящих сбытовых точек;
6. выделения из цепочки ценностей прибыльных видов деятельности.
Эти стратегии не являются взаимоисключающими. Вывод на рынок модернизированного товара может создать быстро растущий рыночный сегмент. Аналогично увеличение производительности позволит снизить цены, что вызовет рост сегмента, который составляют потребители, чуткие к изменению цен.
Наиболее типичными стратегическими ошибками фирм, работающих на стагнирующих и сокращающихся рынках, являются следующие:
1. вовлеченность в изнуряющую и убыточную конкурентную борьбу;
2. слишком быстрое изъятие из оборота достаточной части наличности, что в конечном счете приводит к краху компании;
3. слишком оптимистичное отношение к ситуации и пассивное ожидание того, что дела пойдут на поправку.