Наиболее важные факторы, влияющие на стратегию фирмы, можно разделить на две большие группы.
- Факторы, характеризующие состояние отрасли и условия конкуренции в ней.
- Факторы, характеризующие конкурентные возможности фирмы, ее рыночную позицию и ее возможности.
При формировании стратегии в первую очередь необходимо учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится отрасль (зарождение, быстрый рост, зрелость, спад), структуру отрасли (раздробленная против концентрированной). сущность и мощь пяти конкурентных сил, масштабы деятельности конкурентов. Оценка положения самой фирмы в наибольшей степени зависит от того:
1. является ли компания лидером в отрасли, напористым претендентом на лидерство, постоянно находится на вторых ролях или борется за выживание
2. от сильных, слабых сторон фирмы, ее возможностей и грозящих ей опасностей.
Пять классических вариантов ситуации в отрасли:
3. Конкуренция в новых и быстрорастущих отраслях.
4. Конкуренция в отраслях, находящихся в стадии зрелости.
5. Конкуренция в отраслях, находящихся в состоянии стагнации или спада.
6. Конкуренция в раздробленных отраслях.
7. Конкуренция на международных рынках.
и три классических варианта положения фирм:
8. Фирмы - лидеры на рынке.
9. Фирмы, находящиеся на вторых ролях.
10. Слабые или пострадавшие от кризиса компании.