Существует несколько распро траненных методов оценки внешней среды:
• PEST-анализ;
• SWOT-анализ;
• метод 5 на 5;
• метод позиционирования;
• модели прогнозирования;
• сценарный анализ, экспертные методы и другие.
Метод PEST - анализ направлен на изучение четырех узловых направлений макросреды (рис. 3.2):
• политико-правового (налоговая политика, правите ьственная стабильность, антим нопольное законодательство, таможенное законодательство, система регу ирования занятости населения и др.);
• эконо ического (тенденции валового наци нального продукта, процентная ставка и курс национальной валюты, количество денег в обращении, уровень инфляции, уровень безработицы, цены на энергоресурсы, инвес иционная политика);
• социального (демог афическая структура населения, стиль жизни, обычаи и привычки, социальная мобильность населения, активность потребителей);
• технол гического (затраты на НИОКР, защита интелл ктуальной собственности, госуд рственная политика в области НТП, новые продукты (скорость обновления, источники идей)).
Метод «*5» или пять вопросов о пяти факторах внешней среды
Процедуры метода сводятся к поиску ответов на следующие пять вопросов:
1. Если Вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы пять из них.
2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для Вас наибольшую опасность?
3. Какие 5 факторов из планов Ваших конкурентов Вам известны?
4. Если Вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения Ваших целей?
5. Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благо риятными для Вас.
Техника оценки влияния каждого фактора на будущее предприятия:
• Как (положительно или отрицательно) данный фактор повлияет на предприятие?
• Какова вероятность усиления этого фактора?
• Насколько велико будет его воздействие?
• Когда можно будет ослабить воздействие этого фактора:
- в ближайшее время;
- в сред есрочном периоде;
- через длительное время?
Одним из наиболее распро траненных и признанных методов оценки внешней среды является часть метода SWOT-анализа.
SWOT-анализ - по начальным буквам английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), oppo tunities (возможности), threats (угрозы).
Задача анализа заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия.
Для оценки угроз и возможностей, исходящих из внешней среды, используется метод позиционирования, в основе которого лежат два критерия: