Целью курсовой работы является обучение студентов и развитие умений и навыков в разработке конкретной стратегии предприятия.
Курсовая работа может быть выполнена на любом предприятии (организации), в котором студенты проходят практику либо работают. Работа должна иметь практическую направленность.
Содержание работы:
Характеристика организации.
Анализ внешней среды организации.
Анализ внутренней среды организации.
Выбор позиции в конкуренции.
Разработка миссии, видения, целей организации, бизнес-идеи.
Формирование стратегических альтернатив и их оценка.
Выбор стратегии.
1.Характеристика организации
Название, организационно-правовая форма, отрасль, виды продукции, основные технико-экономические показатели. Состояние производства, кадры, менеджмент, финансовое состояние. Структура управления.
2. Анализ внешней среды организации
2.1. Определить какие факторы внешней среды являются критическими для предприятия и отрасли в целом. Какова тенденция их изменений и возможная реакция предприятия и отрасли.
2.2. Провести анализ ближайшего окружения:
а) Основные экономические показатели, характеризующие отрасль (размер рынка, масштабы конкуренции, число конкурентов и их финансовые возможности, легкость вхождения в отрасль и выхода из нее, существует ли возможность экономии на масштабах производства, транспортировке, маркетинге; степень загрузки производственных мощностей; существуют ли инвестиции в отрасль; определение доходности отрасли).
Барьерами входа в отрасль могут быть:
- Приверженность покупателя торговой марке.
- Контроль над каналами сбыта.
- Экономия на масштабе производства.
- Переходные затраты (одноразовые затраты, связанные со сменой поставщика).
- Трудность доступа к производственному опыту.
- Политика правительства, направленная на защиту отрасли.
б) Сегментация потребителей продукции или услуг по следующим критериям:
- Географические.
- Демографические.
- Социоэкономические.
- Психографические.
- Поведенческие.
в) Определить влияние поставщиков, которые могут влиять путем снижения либо поднятия цен на поставляемые сырье, материалы, комплектующие.
Влияние поставщиков наиболее велико, когда:
- Доминируют несколько компаний.
- Концентрация в отрасли.
- Продукция уникальна или высоки переходные затраты.
- От компании поставщиков исходит угроза интеграции в отрасль.
г) Конкурентные силы в отрасли (соперничество между фирмами, возможность появления новых конкурентов, определение того, в какой степени поставщики, потребители могут диктовать свои условия).
При определении привлекательности отрасли необходимо определить:
- Потенциал роста отрасли
- Возможность прихода и ухода в отрасль крупных фирм
- Стабильность спроса
- Усиление или ослабление воздействия сил конкуренции
- Степень неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли
- Рост или снижение прибыльности отрасли
д) Что влияет на структуру конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде.
е) Какие факторы макро- и микросреды в большей и меньшей степени влияют на отрасль и предприятие.
ж) По результатам анализа внешней среды составить перечень опасностей и возможностей для предприятия.
Силу факторов оценить в диапазоне от –5 до +5. Значимость факторов определяется экспертами ( в качестве экспертов могут выступать сотрудники различных экономических служб предприятия). Затем факторы объединяются в группы (например, экономические, политические, рыночные, производственно-технологические, конкурентные, социальные, международные), и им присваивается значимость ® от 1 до 5.
Если возможность обозначить i, а воздействие i-той группы Qi, то возможности и опасности будут определяться по формулам (соответственно):
+Qi = Ri * SUM(+Pij); -Qi = Ri * SUM(-Pij),
где
j - фактор;
i – группа;
Pij – оценка силы воздействия j-го фактора i-ой группы.