Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.
Международная конкуренция объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные компании наиболее развитых стран мира.
Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.
Межотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала.
Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал".
Совершенная (свободная) конкуренция— это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.
Совершенно конкурентный рынок характеризуется такими чертами:
— большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;
— каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов;
— барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще;
— никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов;
— каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.
В условиях совершенной конкуренции отсутствует борьба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рынком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты независимы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурентное поведение формируется таким образом, что производители должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий.
Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма ХУЩ—XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренциявозникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции -— способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.
Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.
Монополистическая конкуренция синтезирует некоторые черты совершенной конкуренции и монополизма.
Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспектами:
— большое количество продавцов и покупателей;
— вход на рынок и выход из него — практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия.
Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции выпускается и продается продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической — дифференцированная (гетерогенная).
Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.
Для олигополии характерны следующие черты:
— малое количество предприятий в отрасли, которые могут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;
— высокие барьеры для входа в отрасль;
— большая взаимозависимость предприятий-олигополистов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;
— контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.