Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегическое управление – это «система, ориентированная на рынок завтрашнего дня».
Содержание стратегического менеджмента:
§ Анализ внешней среды фирмы
§ Анализ её внутренней обстановки
§ Формирование миссии и целей фирмы
§ Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования, фирмы
§ Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
§ Проектирование организационной структуры
§ Выбор степени интеграции и систем управления
§ Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»
§ Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
§ Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
§ Совершенствование стратегии, структуры, управления
Этапы стратегического менеджмента:
§ Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы
§ Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности
§ Определение стратегии достижения целей деятельности
§ Разработка и реализация стратегии
§ Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий
Особенности стратегического менеджмента следующие:
- он не дает точной и детальной картины будущего состояния организации, а предлагает совокупность качественных пожеланий о том, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру;
- он не может быть сведен к набору простых правил, процедур и схем. Это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента;
- он не сводится только к стратегическому планированию, а предполагает в качестве важнейшей составляющей также реализацию стратегического плана;
- последствия ошибок стратегического предвидения весьма серьезны.
При стратегическом управлении анализу подвергаются три субъекта рыночной среды:
- покупатель, который может эту продукцию купить, а может и не купить;
- конкуренты, которые готовы продать покупателю свою продукцию.
Стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Отличительные черты стратегического менеджмента:
• акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий; • децентрализация и демократизация управления; • рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках; • рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду; • использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.
Стратегия разрабатывается на длительный период времени (не менее 1 года) и ориентирована на выживание и развитие организации в долгосрочной перспективе.
Функции стратегического управления:
1. Планирование стратегии. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, однако, анализ не рисует четких картин будущего.
2. Организация выполнения стратегических планов. Формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
3. Координация действий по реализации стратегических задач. Согласование стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления. Все это актуально для крупных диверсифицированных корпораций.
4. Мотивация на достижение стратегических результатов. Предполагает разработку системы стимулов, побуждающей к достижению поставленных стратегических результатов.
5. Контроль за процессом выполнения стратегии. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности и выявлять ошибки и отклонения от принятой стратегии предприятия.
Последовательность стратегических действий, которые необходимо совершить руководителю при стратегическом управлении: