1. Что понимается под управлением инновационной деятельностью?
2. Назовите и охарактеризуйте методы государственного воздействия в области инновационной деятельности?
3. Проанализируйте зарубежный опыт в области управления инновационной деятельностью, сделайте выводы и, исходя из этого, сформулируйте предложения в области повышения качества управления инновационной деятельностью в России.
Список литературы.
1. Ильдеменов С.В. инновационный менеджмент. М.; Инфра-М, 2002, 208 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. Спб. Нева – 2003, 224с.
3. Инновационная политика и инновационный бизнес в России /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму, №15 (146) - 2001 . - стр. 16
Тема11. Организация и приемы инновационного менеджмента
Цель– формирование организации инновационного менеджмента и изучить основные приемы инновационного менеджмента.
План:
1. Структура и содержание системы инновационного менеджмента.
2. Основные методы инновационного менеджмента.
3. Бенчмаркинг, инжиниринг и реинжиниринг.
Резюме.
Вопросы.
Список литературы.
1. Структура и содержание системы инновационного менеджмента:
Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления, оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуру и решить ряд других вопросов. Главным из них является построение структуры системы инновационного менеджмента.
Компоненты системы:
«Выход» системы: главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности товаров на внешнем (внутреннем) рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования фирмы. Основным условием потенциальной конкурентоспособности «выхода» системы является высокое качество стратегических маркетинговых исследований.
«Вход» системы: к «входу» системы относится все, что получает фирма для производства товаров: сырье, материалы, энергия, информация, новое оборудование, кадры, документы. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то система не может обеспечить конкурентоспособность «выхода».
Обратная связь: компонентами являются требования, рекламации клиентов, новая информация от потребителей, возникшие в связи с неудовлетворенным качеством продукции, с новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.
Внешняя среда системы: к компонентам относятся макросреда, мезосреда и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость работы фирмы.
2. Основные методы инновационного менеджмента:
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами.
Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, метода управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним относятся научные подходы, функционально-стоимостной анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).
Группировка методов:
Методы анализа: методы сравнения, индексный метод, балансовый, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический, функционально-стоимостной анализ, факторный анализ. SWOT – анализ, системный анализ и т.д.
Функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.
Факторный анализ – это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Идея SWOT-анализа заключается в применении усилий превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; развитии сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Системный анализ – комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления организацией; анализ действий внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.
Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательный приемы анализа:
Сводки и группировки;
Абсолютных и относительных величин;
Динамических рядов;
Сплошных и выборочных наблюдений;
Детализации и обобщения;
Методы прогнозирования (нормативный, экспериментальный, параметрические, экстраполяции, индексный, экспертные и т.д.);
Методы исследования операций: методы линейного программирования; методы нелинейного программирования и специальные модели исследования операций;
Методы стратегического маркетинга (прогнозирование, анализ и оценка, моделирование, уточнение потребностей и ценностей, стратегическая сегментация рынка, нормирование параметров стратегии организации);
Методы тактического маркетинга (тактическая сегментация рынка, изучение потребностей потребителей, изучение маркетинговой среды и конкурентов, уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации, участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок, ценообразование, выбор каналов распределения и сбыта, реклама, связь с общественностью);
Методы ценообразования (с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли; с ориентацией й на качество товаров; с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке; на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования; на основе договоров, аукционов, биржевых сделок);
Инструменты анализа качества продукции: диаграммы, корреляционные поля, гистограммы, контрольные листки и карты;
Методы управления персоналом – методы воздействия субъекта управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления (методы принуждения, побуждения и убеждения).