Следует принимать во внимание возможные социальные и экологические последствия нововведений. Игнорирование таких вопросов обходится слишком дорого. Поэтому уже на стадии прогнозирования инноваций следует принимать во внимание экологический фактор, то есть фактически любое нововведение уже на стадии опытного образца следует подвергать экологической экспертизе.
Социальные последствия инноваций необходимо рассматривать по следующим направлениям:
- повышение требования к квалификации работников;
- повышение требований к здоровью работников;
- возможности переучивания работников на новые специальности.
Вопросы квалификации работников могут быть решены за счет подготовки новых специалистов и за счет повышения квалификации уже работающих. В последнем случае следует широко использовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей общей подготовкой. Так, на крупных японских компаниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати классов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образование. К сожалению, в России наблюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не имеющих среднего образования, снижается в целом уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуация неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожидать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специалистов по линии высшей школы обусловлено во многом сравнительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничивает приток перспективных специалистов .