Лабильность мышления, чередование адекватных и неадекватных решений, наблюдается при разных вариантах атонической формы умственной отсталости ( при повышенном настроении, сочетающегося со значительным расстройством внимания.
Инертность (вязкость). Не умеет полученные мыслительные навыки перенести в другие условия. Даже при незначительном изменении условий, дети воспринимают задачу, как новую;
Вывод: все структуры мыслительной деятельности недоразвиты равномерно.
Нарушение речи.
У умственно отсталых детей в младенческом возрасте практически отсутствуют лепет, речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Речевое развитие примитивно. Уровни развития речи варьируют: одни дети могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Развитие речи крайне ограничено – она никогда не выходит за пределы простых бытовых ситуаций; Словарный запас резко снижен, особенно активный.
Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Ребенку трудно установить, в каком порядке следуют друг за другом звуки. Из-за слабости фонетического анализа ребенок с недоразвитием интеллекта плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм речи.