Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия.
Товарная и другие виды функциональных стратегий предприятия.
1. Формирование хозяйственной стратегии.
Формирование хозяйственной стратегии – процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.
Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий:
- форм конкурентной борьбы и степени ее жестокости;
- темпов и характера инфляции;
- экономической политики государства;
- сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке;
- производственных и финансовых ресурсов самого предприятия.
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.
Единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояние экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса.
Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции:
а) сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы;
б) финансовые возможности фирмы;
в) квалификация работников;
г) степень зависимости от внешней среды;
д) интересы руководства фирмы;
е) временный фактор.
Заключительный этап выбора стратегии – ее оценка, которая проводится по следующим направлениям:
а) соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям субъектов окружения;
б) соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
в) приемлемость риска, заложенная в стратегии;
г) эффективность стратегии, которая оценивается по следующим показателям:
- экономический эффект;
- социальный эффект;
- Экологический эффект;
- технический (качественный) эффект;
- системный (синергический) эффект.
В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида экономической и функциональной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность, предприятия должны продавать продукцию по более низкой цене – конкурентоспособные цены, либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции – дифференциация продукта; либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей – глубокая специализация.
Рис. Формирование конкурентного преимущества предприятия.
Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.