Цель урока: Ввести понятие "поле". Дать общее представление об одной из форм существования материи - электрическом поле. Ввести основную характеристику электрического поля - напряженность электрического поля и научить учащихся измерять ее.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Высоковольтный выпрямитель, электростатические маятники, разборный конденсатор, два легких проводящих шарика на нитях, газоразрядная трубка.
План урока:
1. Вступительная часть 1-2 мин
2. Опрос 10 мин
3. Объяснение 20 мин
4. Закрепление 10 мин
5. Задание на дом 2-3 мин
II.Опрос фундаментальный:
Закон Кулона.
Задачи:
1. Два маленьких шарика одинаковой массы, которым сообщили одинаковые заряды 9∙10–7 Кл, подвешены в воздухе на нитях длиной 1 м. Нити разошлись на угол 60°. Определить массы шариков.
2. Одинаковые металлические шарики, заряженные одноименными зарядами q и 4q, находятся на некотором расстоянии друг от друга. Шарики привели в соприкосновение. Во сколько раз нужно изменить расстояние между ними, чтобы сила их взаимодействия осталась прежней?
3. Предположим, что в атоме водорода электрон с зарядом – е движется по круговой орбите вокруг протона с зарядом +е. Радиус орбиты 0,53·10–10 м. Сколько оборотов в секунду совершает электрон?
4. Два шарика, расположенные на расстоянии 10 см друг от друга, имеют отрицательный одинаковый заряд и взаимодействуют с силой 0,23 мН. Найти число "избыточных" электронов на каждом шарике.
5. Найдите период малых колебаний тела массы m, заряд которого q, внутри гладкой сферы радиуса R, если в верхней точке сферы закреплен заряд q.
III. Демонстрация взаимодействия двух одноименно заряженных легких шариков. Почему шарики отталкиваются друг от друга? Как могли бы отталкиваться в аналогичном опыте два ученика? Два способа передачи действия на расстояние:
· Посредством переноса вещества (ученики могли бы непрерывно обмениваться тяжелым предметом - гирей).
· Посредством изменения состояния промежуточной среды (ученики могли бы передавать друг другу энергию и импульс, возбуждая волны на соединяющих их веревках).