Маркетинг – социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.
Рис. 1. Основные понятия маркетинга
Нужда – испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом:
· Физическая – пища, одежда, тепло, безопасность.
· Социальная – общение, привязанность.
· Индивидуальная – потребность в знаниях и самовыражении.
В промышленно развитых странах – создают предметы, удовлетворяющие возникшие потребности.
В менее развитом обществе – умеряют свои желания или удовлетворяют их с помощью того, что имеется в распоряжении.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
По мере развития общества потребности растут. Производители с одной стороны расширяют ассортимент товаров и услуг, а с другой – стимулируют появление новых потребностей.
Запросы – потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.
Товар – все, что может быть предложено на рынке для использования и потребления и что может удовлетворить нужду или потребность.
Ценность (потребительская) – оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности.
Лучшие компании ставят своей целью всегда давать больше, чем клиент ожидает.
Удовлетворенность – степень совпадения свойств товара, субъективно воспринимаемых клиентом, с ожиданиями, связанными с этим товаром.
Качество (в самом узком значении) – отсутствие дефектов.
Основополагающая цель движения за комплексное качество – полное удовлетворение потребителя.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен другого.
Условия обмена:
· Участие как минимум двух сторон, каждая из которых обладает товаром, представляющим ценность для другой стороны.
· Каждая из сторон должна испытывать желание совершить обмен с другой стороной.
· Каждая из сторон должна без принуждения принять или отвергнуть предложение противоположной стороны.
· Обе стороны должны быть в состоянии понимать друг друга и осуществить доставку своих товаров.
Обмен состоится только в том случае, если стороны придут к соглашению.
Сделка – обмен ценностями между двумя сторонами.
Взаимоотношения – процесс создания, поддержания и расширения прочных, взаимовыгодных отношений с потребителями, дистрибьютерами, дилерами и поставщиками.
Рынок– совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара (услуги).
В экономике: рынок – это совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже.
В бизнесе: рынок – группа потребителей, объединенных по какому-то признаку (рынок товаров, географические рынки, рынок труда, финансовые рынки).