Глобализация не является новым феноменом. Различные причины способствовали в свое время глобализации: переселение народов, тяга к приключениям, материальные стимулы (завоевание Америки и Африки европейцами, появление колоний и т. п.).
В 70-е гг. ХХ в. вследствие падения железного занавеса и окончания холодной войны глобализация вступила на новый этап развития, что привело Россию и другие страны Восточной Европы к свободным рыночным отношениям.
Глобальная торговля и открытые границы привели к благосостоянию и были особенно необходимы в пограничных и развивающихся странах.
Интернет (всемирная компьютерная сеть), единая европейская валюта, международные организации (Международный валютный фонд, Мировой банк и др.), открытие границ и символ «Coca-cola» повсюду – лишь некоторые свидетельства глобализации.
Для процесса глобализации бизнеса СКСиТ характерны:
– исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей;
– экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимых услуг;
– использование преимуществ мирового маркетинга (интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты).
Все эти явления нашли свое отражение в стратегии синергизма, которая предполагает получение конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа организаций в одних руках. При этом конкурентные преимущества возникают за счет совместного использования ресурсов, рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности.
Данная стратегия выражается в появлении на рынке СКСиТ новых структур: глобальных объединений и стратегических альянсов.