Модель А. Осевое развитие исторических сил или культурных центров внутри зоны. Основной упор делается на состояние окружающей среды или культурное и художественное наследие, имеющееся в данном регионе. Для применения этой модели необходимо наличие городов, исторических достопримечательностей. Основная ось – создание инфраструктуры: широкой сети автомагистралей, железных дорог, аэропортов, телекоммуникаций с целью обеспечения функциональной интеграции различных элементов, формирующих часть данной территории (сельских и городских поселений, прибрежных зон, сухопутных районов).
Районы проживания и отдыха должны быть расположены как в тех зонах, где проживает местное население, так и в центрах, отведенных для посетителей. При ведении нового строительства следует считаться с местным архитектурным стилем, и вспомогательные постройки не должны быть слишком сконцентрированы. Основной принцип данной модели заключается в том, чтобы объединить постройки для посетителей с теми, которые предназначены для местного населения. Эта модель предполагает не создание нового места туристского назначения, а развитие сети достопримечательностей, представляющих интерес для туристов.
В связи с тем, что место назначения имеет многоцелевой характер, оно сможет функционировать круглогодично. Это остановит отток местного сельского населения, будет стимулировать «воскрешение» древних ремесел, оживит исторические и культурные ресурсы, даст толчок усилиям по их реставрации и сохранению.
Модель Б. Развитие зоны, характеризующей новые центры интереса. Это вариант модели А, поскольку также предусматривается одновременное развитие всей зоны. Но в данном случае усилия, вкладываемые в развитие инфраструктуры, сопровождаются необходимостью строительства и оборудования ряда центров, представляющих интерес для путешественников.
Основным территориальным элементом является окружающая среда, развитием которой, как правило, до этого не занимались. Искусственный элемент должен гармонично сочетаться с естественной окружающей средой. Если речь идет о морском побережье, застройку следует планировать таким образом, чтобы не создавать барьер между морем и прибрежной зоной. Свободные пространства рекомендуется чередовать с застроенными. Их плотность должна зависеть от профиля территории и потребностей посетителей. Основные жилища отводятся населению данной зоны. Необходимо обеспечить рабочую зависимость между вновь построенными центрами и традиционно заселенными зонами с целью включения новых мест назначения в экономическую и социальную жизнь региона.
Модель В. Постепенное развитие крупной новой зоны в качестве противовеса существующим естественным районам привлечения туристов. Главным отличием этой модели является то, что она имеет протяженность во времени и ее область постепенно расширяется. Выбор площадок для новых мест назначения основывается на приближенности к крупнейшим центрам с большим количеством посетителей.
Развитие новых мест туристского назначения выступает противовесом чрезмерному развитию некоторых зон с естественными привлекающими факторами. Таким образом, новые места назначения с большим количеством привлекающих факторов будут неизбежно центрами, умеренными по своей насыщенности, но интегрированными в жизнь общества.
Модель Г. Развитие при слабой насыщенности и активных контактах посетитель–местный житель. Выбирается зона, где отсутствуют городские центры и современная инфраструктура. Поскольку вероятность капиталовложений крайне мала, основными привлекающими факторами являются природа и гостеприимство местного населения. «Туристская деревня» включает ряд сельских поселений, в которых размещение посетителей полностью интегрировано. Таким образом, деятельность местных жителей и туристов также интегрирована, что позволяет им лучше познакомиться друг с другом через прямой контакт. В частности, гости могут иметь возможность участвовать в основных видах занятости местных жителей (рыбная ловля, сельское хозяйство, ремесла и т. д.). Прибыли, получаемые от туризма, дают возможность побочного заработка местному населению в дополнение к их доходам от основных видов деятельности, не заставляя их отказываться от обычных видов занятий или традиционного образа жизни.
Эта модель основана на принципе постепенного развития мест туристского назначения во избежание культурного потрясения, возникающего в результате присутствия широких масс туристов. Важно и то, что при этом традиционная деятельность местного населения продолжается, не прерываясь.
При выборе той или иной модели большое значение следует уделить маркетингу, поскольку развитие новых ТРЗ зависит в основном от возможности продажи данного продукта на рынке, что невозможно без тщательного изучения способов маркетинга.
Вопросы для повторения
1.Что такое туристско-рекреационная зона? Какие условия для ее организации необходимы?
2.Какие составляющие формируют характер туристского центра?
3.С какими целями могут создаваться туристские центры?
4.Охарактеризуйте модели развития туристских центров.
& Рекомендуемый библиографический список [8, 9, 32].