Существуют инструменты для количественной оценки R&D, но они различны в разных фирмах. Первым требованием для оценки являются четко определенные цели и критерии успеха. Фирма с успешными R&D может показать слабые прибыли из-за несоответствия других отделов. И, наоборот, слабые R&D не могут заметно повредить прибыли компании с нормальным текущим положением, если другие отделы в полном порядке.
Основные измеряемые достижения можно разбить на несколько групп:
– новый и улучшенный продукт или процесс обслуживания (усовершенствования) могут быть измерены качеством, сокращением материальных затрат и т. д. (отелю не составит особого труда оценить эффективность обновления и повышения качества обслуживания, так как учтены все расходы);
– новое применение для старых объектов (для показа туристам часто используют различные объекты, первоначально созданные для иных целей, что приносит немалый доход);
– замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания;
– патенты, лицензии, авторские свидетельства и т. п.;
– чистый доход от применения исследования;
– повышение квалификации менеджеров и персонала;
– выгодное использование побочных продуктов (так, на Мальдивских островах, например, места для купания подвергаются регулярной очистке от раковин и кораллов, которые в свою очередь пользуются высоким спросом у туристов в качестве сувениров, принося доходы стране);
– ценная информация для продвижения и применения продукта (во многих случаях эти выгоды измеряемы и рассчитываются из отношения R&D к предполагаемым продажам).
Расходы на R&D заслуживают особого внимания. Вероятно, самой обычной причиной неудачи в планировании нового турпродукта или процесса обслуживания является отказ высшего руководства понять, чем следует заниматься отделу исследований. Ученые различных сфер не всегда эффективно работают вместе. Коммуникационные каналы между руководством и исследователями также зачастую бывают неясны; стандарты последовательного выполнения и механизмы контроля не всегда бывают установлены.
Особенность туризма и сервиса состоит в том, что здесь очень широко применяется международное сотрудничество. Туристам из разных стран с различными культурами, традициями, манерами поведения необходимо понимать друг друга и приходить к совместным решениям. Управление технологиями – достаточно сложный процесс даже в пределах одной страны – представляет огромное множество трудностей, когда предпринимателям и ученым нескольких государств приходится работать вместе. Нет никакой гарантии успеха, но если их цели будут достаточно тщательно определены и согласованы, многонациональные исследования и разработки имеют все шансы на успех. Доказательство этого – сотрудничество туристских корпораций, а также деятельность международных объединений и ассоциаций в сфере научного туризма и технологий.
Эффективное сотрудничество исследователя и руководителя является средством достижения наибольших возвращений от инвестиций и технологий. Высшее руководство должно понимать цели и устремления каждого ученого, который ищет прежде всего для самой компании необходимое преимущество.
Вопросы для повторения
1. Какова роль исследований и разработок в деятельности предприятия СКСиТ?
2. Как правильно определить масштаб исследовательской деятельности?
3. Какие способы оценки результатов исследований существуют?
& Рекомендуемый библиографический список [5, 6, 14, 31].