русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии.


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 763; Нарушение авторских прав


 

 



Пример 1. Даны векторы 1(2 ; 4 ; 3 ; 2), 2(4 ; 2 ; 2 ; 8), 3(4 ; 5 ; 8 ; 7), 4(6 ; 7 ; 5 ; 3) и (18 ; 24 ; 13 ; 6). Показать, что векторы 1, 2, 3, 4 образуют базис четырехмерного линейного пространства R4 и найти координаты вектора в этом базисе.

 



Решение.

Выражение х1+ 12 2+…+хк к называется линейной комбинацией векторов 1, 2, … к с коэффициентами х1, х2, …хк. Любая линейная комбинация векторов линейного пространства представляет собой вектор того же пространства. Если некоторый вектор линейного пространства представлен в виде линейной комбинации векторов 1,…, к того же пространства, т.е.

(1)

 



то говорят, что вектор разложен по векторам 1,… к Система векторов 1, 2, … к некоторого линейного пространства называется линейно независимым, если равенство

 



(2)

 



имеет место только при нулевых значениях коэффициентов х1, х2, … , хк, если же равенство (2) выполняется и при условии, что хотя бы один из коэффициентов х1, х2, … , хк, отличен от нуля, то система векторов 1, 2, … к называется линейно зависимой.

Для векторов с заданными координатами 11, y1, z1, p1), 2(x2, y2, z2, p2), 3(x3, y3, z3, p3), 4(x4, y4, z4, p4), составим определитель и вычислим его.

 



(3)

Подставим в (3) данные векторы 1, 2, 3, 4 , получим

 



 



Так как , то векторы линейно независимы и они образуют базис линейного пространства R4 . Для вычисления координат вектора в этом базисе составим систему линейных уравнений из координат векторов 1, 2, 3, 4 и и решим ее методом Гаусса:

*

Составим матрицу системы и преобразуем ее к треугольному виду, т.е. будем последовательно получать нули ниже главной диагонали матрицы, на которых находятся элементы 2, 2, 8, 3.

 



 



Разделим каждый элемент I строки на 2, затем полученную I строку умножим последовательно на -4; -3; -2 и сложим соответственно со II; III и IV строками, получим:

 



~

 



Разделим III строку на (-2) и поменяем ее местами со II строкой.

 



 



Новую II строку умножим последовательно на 3; -2 и сложим соответственно с III и IV строками, получим:

 



III строку умножим на 5, IV на 6 и сложим их, получим:

 



 



Таким образом получим матрицу ступенчатого вида, например х1, х2, х3, х4,

откуда х4 = 3, х3 = -1, х2 = 0, х1 = 2.

Решение системы * (2; 0; -1; 3) образует совокупность координат вектора в базисе 1, 2, 3, 4 , т.е. в этом базисе (2; 0; -1; 3) или = 2 1 - 3 + 3 4.

 



 



Пример 2. Даны координаты вершин пирамиды А1(2; 1; 0), А2(3; -1; 2), А3(13; 3; 10), А4(0; 1; 4).

Найти: 1) длину ребра А1А2;

2) угол между ребрами А1А2 и А1А4;

3) угол между ребрами А1А4 и гранью А1 А2 А3;

4) площадь грани А1 А2 А3;

5) объем пирамиды;

6) уравнение прямой А1А2;

7) уравнение плоскости А1 А2 А3;

8) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1 А2 А3 . Сделать чертеж.

Решение.

1) Расстояние d между точками А1, y1, z1) и В2, y2, z2), определяется по формуле

 



(1)

 



Подставим в (1) координаты точек А1 и А2 , находим длину ребра А1А2:

 



А1А2=

2) Угол между ребрами А1А2 и А1А4 равен углу φ между направляющими векторами этих ребер и . Косинус угла между двумя векторами = скалярному произведению этих векторов, деленному на произведение их модулей:

(2)

 



Координаты вектора с началом в точке А1(x1, y1, z1) и концом в точке А2(x2, y2, z2)

 



(3)

 



Применяя (3), получим (1; -2; 2), (-2; 0; 4). Применяя (1), получим модули векторов

Скалярное произведение двух векторов с заданными координатами равны сумме произведений соответствующих координат, т.е если 1, а2, а3), ( ), то их скалярное произведение

 



(4)

 



Применяя (4), найдем . Следовательно,

 



3) Угол между ребром А1А4 и гранью А1 А2 А3 равен углу φ между направляющим вектором данного ребра и нормальным вектором плоскости А1 А2 А3 .

Уравнение плоскости, проходящей через 3 данные точки А11, y1, z1) и А22, y2, z2), А33, y3, z3) имеет вид

(5)

 



Подставим в (5) координаты точек А1 А2 А3, получим:

 



 



Разложим определитель по элементам I строки:

 



 



Сократив на (-12), получим уравнение плоскости А1 А2 А3 :

2x – 4 – y + 1 - 2z = 0

2x – y - 2z – 3 = 0

Если уравнение плоскости α задано в каноническом виде Ax + By + Cz + Д = 0, то ее нормальный вектор α (А; В; С), т.е. нормальный вектор плоскости А1 А2 А3 имеет координаты (2; -1; -2). Синус угла α между вектором и плоскостью А1 А2 А3

 



(6)

 



Найдем скалярное произведение по формуле (4):

 



= -2 2 + 0 (-1) + 4 (-2) = - 4 – 8 = -12.

 





<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольная работа №2. | Применяя формулу (1), получим


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.