Погрузочно-разгрузочные машины в строительстве применяют для погрузки штучных и сыпучих грузов, разгрузки их с транспортных средств, а также для перемещения и складирования в пределах строительной площадки. Они представляют собой преимущественно самоходные колесные или гусеничные подъемно-транспортные машины.
Классификация:
- по принципу выполнения рабочих операций: цикличного и непрерывного действия. Цикличные являются универсальными и могут применяться в различных условиях благодаря наличию многих видов рабочего оборудования. Непрерывные применяют на объектах с большим объемом работ по погрузке, перемещению и разгрузке сыпучих строительных материалов.
- в зависимости от назначения: погрузчики (автопогрузчики) — для штучных грузов; одно- и многоковшовые погрузчики — для сыпучих грузов.
Автопогрузчики — основным видом рабочего оборудования является вилочный захват, который подводят под груз или штабель из отдельных мелких грузов, установленный на подставках. Транспортируют штучные железобетонные изделия, поддоны с кирпичом, оборудования, длинномерные пиломатериалы, профильный металл.
Одноковшовые погрузчики — основным рабочим органом является ковш, используемый для разработки, погрузки и перемещения сыпучих мелко кусковых материалов и грунтов.
- по грузоподъёмности разделяют: малогабаритные (до 0,5т); легкие (0,6…2,0т); средние(2,0…4,0 т); тяжелые (4,0…10.); большегрузные (10т).
- в зависимости от ходового оборудования:
гусеничныеимеют высокую проходимость, развивают большее напорное усилие;
пневмоколесные маневренность, высокие транспортные скорости.
По способу разгрузки:
С передней разгрузкой(фронтальные погрузчики);
С боковой разгрузкой(полуповоротные погрузчики);
С задней разгрузкой(перекидной тип погрузки).
Наиболее распространенные в строительстве фронтальные и полуповороты погрузчики на пневмоколесном и гусеничном ходу с объемным гидроприводом погрузочного оборудования.
Фронтальные погрузчикиобеспечивают разгрузку ковша со стороны разработки материала. Рабочий процесс фронтального погрузчика, оборудованного ковшом: перемещения погрузчика к месту набора материала с одновременным опусканием ковша, внедрение ковша в материал напорным усилием машины, подъем ковша со стрелой транспортировка материала к мечту разгрузки и разгрузки ковша опрокидыванием.
Полуповоротные погрузчикикроме основного ковша, оснащаются многими видами сменного и навесного оборудования- ковшами увеличенной и уменьшенной вместимости, грейферными двухчелюстными ковшами, ковшами с боковой разгрузкой, поворотными захватами, используемыми для погрузки в транспорте средства и складирования штучных и длинномерных грузов лесоматериалов, установки столбов и др.
Многоковшовые погрузчикиотносятся к машинам непрерывного действия. Их применяют для погрузки в транспортные средства сыпучих и мелкокусковых материалов (песка, гравия, щебня, шлака, сколотого льда, снега), а так же для засыпки траншей грунтом.
Монтируют на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси, используются детали и узлы тракторов и автомобилей.
По конструкции рабочего органа различают: шнекоковшовые, роторные, дисковые, с подгребающими лапами.
Гусеничные — имеют высокую проходимость и развивают большее напорное усилие.
Пневмоколесные— имеют большую маневренность и высокие транспортные скорости.
- по способу разгрузки рабочего органа: с передней погрузкой; с боковой разгрузкой; с задней разгрузкой.