В 2010 году Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию начал в рамках ОДЦП "Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010 - 2016 годы" реализацию кластерного подхода к развитию туризма. То есть имеющиеся в распоряжении объекты культурного наследия, гостиничные комплексы и такие общественные пространства, как, например, парки, набережные и скверы, представляют собой единый комплекс значимых элементов, которые связаны один с другим и работают один на другой. При этом существуют продуманные маршруты от одного исторического памятника до другого, а главное, - есть план по развитию туристской инфраструктуры. Благодаря этому была проведена музеефикация Псковского кремля с благоустройством его территории, чтобы приезжающие могли задержаться там на два-три часа, а также, реконструкция набережной реки Великой, чтобы турист мог неторопливо прогуляться от кремля до Покровской башни.
И тогда посещение кремля, прогулка по набережной и осмотр Покровского комплекса может занять у туриста целый день.
Речь идёт о новом туристском формате, а именно о формате городского туризма. Это когда объектом показа, становится сама городская среда. Городской турист – это такая специфическая разновидность туриста, который приезжает в новое для себя место не просто для того, чтобы познакомиться с достопримечательностями, не просто для того, чтобы отдохнуть, а ещё и для того, чтобы пожить в определённой среде. Задача комитета – создать в рамках туристского кластера такую среду, чтоб людям хотелось в ней пожить – четыре дня, а может, и целую неделю. Для этого необходимо взаимоувязать множество элементов, каждый из которых важен.
Очень важно, какой будет торговля на пути следования туристов, потому что шоппинг, как мы все прекрасно знаем, является неотъемлемой частью любой туристической программы. А это значит, что торговля должна быть форматизованной, и если в историческом центре работают рынки, то они должны ориентироваться и на туристов в том числе.
Преимущества и результаты кластерного подхода для развития туристкой инфраструктуры:
· доля занятых в обслуживающих турбизнес творческих индустриях, в сфере общественного питания, торговли сувенирами и т.п. увеличилась на 15% с 6,3 тыс. человек в 2010 году до 7,1 тыс. человек в 2012 году
· на каждый рубль государственных средств приходится не менее трёх рублей частного капитала.
· поток туристов увеличился с 300 тыс. чел в 2010 году до 375,5 тыс. чел в 2011 году.
· в отличие от Новгородской области, подавляющее большинство приезжающих в Псковскую область туристов задерживаются хотя бы на одну ночёвку (туристы одного дня составляют всего 10-20% от турпотока).
Даная инновация является базисной по степени новизны. По объекту применения это процессная инновация. Региональная по масштабу распространения. Стратегическая по причинам возникновения. Социально-экономическая по фактору эффективности.