Обратная сторона медали заключается в том, что расширение возможностей использования Интернета кроме явных положительных моментов, содержит и явные опасности, дисфункции. Наиболее острыми дисфункциями Интернета, приносящими огромные материальные и моральные убытки являются проблемы спама и распространения вирусов.
Спам (англ. spam, junk mail, bulk mail). Наиболее часто термин "спам" употребляется в смысле "почтовый спам". Это сообщения, присылаемые от неизвестных людей или организаций, которым не давали на это разрешения. Как правило, спам – это массовая рассылка на большое число адресов, содержащая рекламу или коммерческие предложения. Спамовые письма могут быть "разносчиками заразы", то есть содержать файлы с вирусами.
Есть еще один распространенный вид спама – так называемый "поисковый спам". Иногда, когда пользователь ищет что-то с помощью поисковой машины (особенно это касается запросов, состоящих из одного слова), он получает в результате поиска страницы сайтов, не имеющие ничего общего с запросом. Причина этого может быть в том, что владельцы этих сайтов пытаются "обмануть" поисковую машину так, чтобы их сайт появлялся в выдаче по всем наиболее популярным запросам.
По аналогии с описанными выше двумя видами, нередко спамом называют и другие явления в Интернете, когда пользователь сталкивается с ненужной ему и не имеющей отношения к делу рекламной информацией – например, спам в форумах, спам в виде избыточного количества рекламы на веб-странице и т.п.
Компьютерные вирусы. На первый взгляд, вирусы не распространяют массовую информацию рассредоточенной аудитории (они распространяют вредоносную программу массовому числу компьютеров) и с этой точки зрения, вроде бы, являются чисто технической проблемой. Но, с другой стороны, во-первых, анализ этой проблемы показывает, что от ее решения начинает зависеть само существование Интернета, и, во-вторых, «все последние опасные вирусы написаны с использованием метода "социального инжиниринга". Это значит, что, создавая очередной вредоносный код, вирусмейкеры пускают в ход ту или иную психологическую уловку, побуждающую открыть зараженное письмо и тем самым заразить компьютер.
В ходе развития Интернета проявились и другие серьезные дисфункции Интернета:
а) распространенность и легкодоступность неблагопристойных материалов, материалов о насилии и других материалов, негативно сказывающихся на детской психике; а также материалов, представляющих опасность для общества;
б) нелегальное распространение в Интернете интеллектуального продукта с нарушением авторских прав;
в) цифровое неравенство (digital divide);
г) различные виды преступности и мошенничества в Интернете
К негативным последствиям распространения интернет-общения можно отнести также: сокращение социального взаимодействия, сужение социальных связей (вплоть до одиночества), развитие депрессивных ситуаций, аутизация детей и подростков, формирование неадекватности социальной перцепции и т.д.
Так, авторитетный специалист в области Интернета Р. Эйнсли остроумно отметил, что под Интернетом: «подразумевается некая сказочная страна, где все рассчитано на компьютерах таким образом, чтобы обеспечить идеальное решение всех проблем; виртуальная жизнь улучшает реальную; поддерживаются взаимопонимание и мир во всем мире. Но на деле это больше похоже на нескончаемые дорожные работы: все движется медленно и хаотично, все ожидания обмануты, и множество людей грозят друг другу кулаками. И если когда-то пользователи компьютеров были печальными одиночками, проводившими уединенную жизнь за клавиатурой, то теперь, когда Интернет обеспечил связь между всеми компьютерами, у всех нас появилась возможность стать такими же печальными и одинокими людьми, проводящими уединенную жизнь за клавиатурой. (…) В отличие от обычных вычислений Интернет почти целиком представляет собой банальный и практически бесполезный, но затягивающий способ потратить все свободное время, которое у Вас появилось благодаря тому, что почти всю вашу работу теперь выполняет компьютер».
Тем не менее, можно утверждать, что Интернет является наиболее перспективной из ныне существующих информационных сред. Интернет – это инструмент, при правильном использовании позволяющий эффективно и сравнительно недорого решать коммуникативные проблемы практически в любой сфере. Правильное использование тождественно комплексному использованию, совмещению информационных возможностей Интернета, традиционных СМИ и широкого спектра разнообразных PR-мероприятий. Целевые аудитории, ориентированные на потребление товаров уже давно присутствуют в Интернете. Задача PR-специалистов - привлечь их к информации, предоставляемой организацией.
В будущем компьютер может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Если это действительно произойдет, то, помня, что по Маклюэну, «The medium is the message», логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику общения современного человека. Тем самым Интернет как «сеть сетей», т.е. современная технологическая база информационно-коммуникационных потоков, обещает стать эпицентром развития современного общества.