- макроспрос – спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров
- микроспрос – спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность
В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса выделяется макроспрос и микроспрос.
К макроспросу относятся:
• спрос во всей его совокупности, предъявляемый в масштабе всей страны или регионов;
• спрос различных социальных слоев населения - предпринимателей и бизнесменов, рабочих и служащих, пенсионеров и студентов, городского и сельского населения;
• спрос на отдельные группы или виды товаров (продовольственных и непродовольственных товаров, а внутри них на укрупненные группы - ткань, обувь, радиотовары и т.д.).
М и к р о с п р о с включает:
- спрос населения небольших территориальных единиц;
- спрос различных социальных групп населения (например, по уровню дохода, возрасту, образованию и т.д.);
- спрос на отдельные виды и разновидности товаров внутри товарных групп.
Отличительной особенностью покупательского спроса является периодичность или частота его предъявления. В соответствии с этим спрос подразделяется на п о в с е д н е в н ы й (на продовольственные товары), периодический (на непродовольственные товары), р е д к и й (на товары длительного пользования), импульсивный, возникающий под влиянием товарного предложения или в силу подражания моде.
Каждое предприятие имеет различную специализацию, поэто-му микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на кон-кретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.
Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:
месторасположение предприятия;
тип предприятия и его специализация;
организация обслуживания покупателей и ее эффективность;
качество товаров и предлагаемых услуг;
уровень цен;
наличие рекламы;
перечень предлагаемых дополнительных услуг;
Микроспрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них
Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:
I этап. Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.
II этап. Разработка целевых и программных вопросов. ,
IIIэтап. Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.
IVэтап. Разработка пробной анкеты, ее испытание и оконча тельная редакция вопросов.
Уэтап. Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, проводящих опрос.
VI этап. Обработка полученной информации.
№15
Организационная структура управления - это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.