Эти м-ды исп-т к/а недостаточно кол-ной инф-ции для проведения кол-ных м-дов прогнозирования, к/а нет сложившейся тенденции развития эк-ки. При кач-ных м-дах прогноз-ния исп-т мнение спец-тов, Сущность кач-ных м-дов погноз-ния – сбор и обработка инф-ции, полученной от достаточно представительного числа компетентных лиц, обладающих опр-ми знаниями, опытом. Процедура получения оценок от экспертов наз-тся экспертиза. Этапы экспертизы: 1. Опр-ние целей и задач, 2. Формир-ние экспертной группы, 3.Составление опросных листов, 4. Опр-ние сп-ба и процедуры опроса, 5. Опрос, 6. Обработка результатов. Чаще исп-т индивидуальный м-д опроса и м-д Дельфи. Индивид-ный м-д опроса: каждый эксперт дает оценку независимо от других, затем с помощью опр-го правила (вычисление ср.арифметической оценки) индивид-ные оценки обобщаются. М-д Дельфи: эксперты дают оценку по опр-ным вопросам. Опрос проводится в несколько туров. После каждого тура оценки экспертов сравниваются с их ср.занчением, при сохранении анонимности. Дается аргументация min и max значений оценок. Коэф-т конкордации. К согл.
Если К согл < 33%, то след-й тур не проводится, в кач-ве объективной оценки выбирается уср, если К согл > 33%, то поводят след-й тур.
Метод Дельфи для экспертных оценок состояния рынка.
1. на первом этапе каждый эксперт работает изолировано от других; 2. опрос экспертов проводится в несколько туров; 3. после каждого тура экспертов знакомят с оценками других и их средним значением при сохранении анонимности ответов; 4. подробно аргументируют max и min оценку; 5. решение о необходимости проведения последующих туров экспертизы и достоверности групповой оценки принимаются исходя из показателей согласованности методов оценки
V = δ/yср, где уср- среднеарифметическая оценка экспертов
Уср=1/n*∑yi;
δ= √1/n-1*∑(y-yср)2
если окажется, что показатель согласованности V< 30٪,то согласованность имеет место. Проведение опросов прекращается и Уср- обобщенная оценка.
Если V>30, то согласованности мнений нет и проводится следующий тур опроса