Различают колич-ные (1) и кач-ные (2) м-ды прогноз-я. 1.1.Временным (динамическим или хронологическим) рядомназ-тся последовательность значений некот-го показателя (объемы продаж, цена на товар, спрос) во времени.
Различают 2 вида временных рядов: 1. Моментный, когда значения некоторых показателей отнесены к некоторым моментам времени. 2. Интервальные, когда значения некоторых показателей отнесены к промежуткам времени, интервалам.
Временные ряды задаются или в виде таблиц или аналитически, а значение показ-ля выражаться в виде некот. формулы от момента вр-ни или промежутка вр-ни. При ан-зе временных радов часто используют их графическое представление(см. рис. в консп.). Прогноз-ние вр-х рядов осущ-ся при наличии знач-го кол-ва реальных значений рассм-го показателя, кот. имели место в прошлом, при усл-ии, что наметив-ся в прошлом тенденции отн-но стабильны. Сущ-т различные методы прогноз-я тренда:
1)м-д скользящего (подвижного) среднего. Суть этого метода состоит в том, что рассчитываемые показатели на прогнозируемый момент строится путем усреднения значений этого показателя за несколько предшествующих моментов времени. Xk=(Xk-n+Xk-n+1+...+Xk-1)/n
2)м-д взвешенного скользящего среднего. Здесь при составлении прогноза учитывается влияние испол-х при расчетах реальных пок-лей неодинаково, а с учетом связанных с ними весов. Xk=å (Wk-i*Xk-i)/ åWk-i, где Wi –веса реальных данных.
3)При расчете прогнозов м-дом экспоненциального сглаживания учитываются отклонения предыдущего прогноза от реального показателя. Сам расчет производится по след-й формуле: Xk=Xk-1+a (Xk-1-Xk-1), a- константа сглаживания (0<a<1). Она определяет степень сглаживания и обычно определяется методом проб и ошибок.
4) Проецирование тренда.Этот метод опред-т прямую и уравн-ние этой прямой, кот-я наименее уклоняется от массива точек (ti:xi) i=1...n. Этот массив определяется значением временного ряда. Прямая в виде x=at+b, где a и b пока неизвестные коэффициенты, кот. м. опред-ть в Excel ф-цией ТЕНДЕНЦИЯ().
1.2. Каузальные методы прогнозирования (причинно-следственные).Ипольз-ся в тех сл., когда прогн-й показатель явл функ-й не только временных, но и др факторов. Напр-р, когда показ-ль прогн-я объем продаж м. зависеть не только от вр-ни осущ-я продаж прод-ции, но и от цены, затрат выделяемых на рекламу. Как правило, при реализации каузальных м-дов прогноз-ния требуется большой объем инф-ции, для их реализации необходимы большие стоимостные и временные затраты. Пакет анализ Excel содержит програм. средства, с помощью кот. м. осуществить прогноз-ние на основе кауз-х методов. Это происходит в 2 этапа:
1. Корреляционный анализ.
2. Регрессионный анализ.
2. Качественные методыпрогноз-ния применяются при отсутствии кол-ных данных, или, когда кол-ная модель получается слишком дорогой. Сущность этих методов закл-тся в сборе, обработке сведений получаемых от экспертов. Под экспертами понимаются компетентные лица, обладающие знаниями, опытом, способностями высказ-ть аргументированные мнения по изучаемому явлению. Процедура – экспертиза. При ответе на вопрос каждый эксперт субъективен т.е. исходит из собственного опыта, знаний, условий реальной жизни. Мнения могут обобщаться.
При проведении эксп-зы созд-ся рабочая гр-па спец-тов, кот-я действ-ет по след. этапам: а) опред-е целей и значения эксп-зы, б) формир-ся эксп-ная группа спец-тов, в) составл-ся опросные листы экспертов, опред. способ и процедура опроса,
г) проведение опроса, д) обработка и анализ инф-ции получ-ой от экспертов.
Опрос м. проводится индивидуально (эксперты дают оценку незав-мо и ответы обобщаются) и по м-ду Дельфи (эксперты работают индив-но, потом обсуждают все вместе, потом снова опрос).
Сущ-т след-щие кач-ные м-ды:
- Дельфийский м-д,
- М-д изучения р-ка (на основе опроса потреб-лей),
- М-д консенсуса (прогноз обсужд-ся в рез-те открытого обсуждения проблемы),
- М-д сбытовиков (экпертами явл-ся люди, контактирующие с потреб-лями – тоговцы, посредники),
- М-д исторических аналогий (исп-ся, когда надо дать прогноз продаж пр-ции, по хар-кам близкой выпущ-й ранее).