Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках показывают, что человеческий капитал и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других.
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста человеческого капитала, включая и образование, в средние века. В конце XVII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай и Индию по душевому ВВП и вдвое - по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стало главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
Особенно показательно влияние человеческого капитала на рост экономики на примере Японии. В стране Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5,4 года, в Италии 4,8, в США 8,3 года, а средняя продолжительность жизни 51 год. В России эти показатели были равны: 1 - 1,2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового человеческого капитала оказалась готовой в XX столетии совершить технологический рынок и войти в число передовых стран мира.
Человеческий капитал является самостоятельным экономическим ресурсом, иными словами, фундаментом роста ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. В развитых странах мира в конце 1990 годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал - только около 30% (таблица 1) [5,с.18]. Причем основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
Таблица 1 - Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии за период с 1800 - 2000 годы [5,с.20]
Год
1800 г.
1860 г.
1913 г.
1950 г.
1973 г.
1997-1998 г.
Начало XXI века
Физический капитал
78-80
77-79
67-69
52-53
43-44
31-33
Человеческий капитал
20-22
21-23
31-33
47-48
56-57
67-69
Таким образом, на основе изложенных нами данных можно сделать следующие выводы об эволюции развития человеческого капитала. Теория человеческого капитала возникает как самостоятельный раздел экономического анализа на рубеже 50-60-х гг. ХХ века. Велика роль человеческого капитала в историческом развитии цивилизаций и стран мира. Базой роста уровня и качества человеческого капитала является культура нации, на формирование которой решающее влияние оказала национальная религия.
Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда и человеческий потенциал нации, формировалась многими поколениями под воздействием религиозного мировоззрения. Отсюда и происходят различия в возможностях развития стран из различных цивилизаций.