русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 528; Нарушение авторских прав


очам ребенка, перед его взглядом, перед его лицом является лик той, что плачет в Салетте, или шепот той, что исцеляет в Лурде. Лурд соответствует Лудену — или, во всяком слу­чае, указывает еще один ключевой эпизод в этой длинной истории плоти.

Обобщая, надо сказать следующее. В 1870-1890-е гг. складывается перекличка Лурда и Салетта, с одной сторо­ны, и Сальпетрйера*, с другой стороны, на фоне Лудена как исторического узла этого процесса: образуется треуголь­ник. С одной стороны, Лурд, откуда говорится: «Возможно, Луденская чертовщина и в самом деле была истерией на­подобие той, что теперь есть в Сальпетриере. Так оставим ее Сальпетриеру. Нас это никоим образом не касается, ибо мы теперь заняты явлениями и маленькими детьми». На что Сальпетриер отвечает: «Мы можем сами сделать все то, что делалось в Лудене и Лурде. Мы вызываем конвульсии и мо­жем вызвать явления». Лурд возражает: «Лечите по-своему, но есть исцеления, на которые вы не способны, и вот ими займемся мы». Таким образом, и опять-таки на старинном фоне истории конвульсий, складывается это переплетение и это соперничество между церковной и медицинской вла­стями. Между Луденом и Лурдом, Салеттом, Лизье произо­шел грандиозный сдвиг, перераспределение медицинских и религиозных ставок на тело, своеобразная передислокация плоти с соответствуюшим передвижением конвульсий и яв­лений. И мне кажется, что все эти феномены, очень важные для возникновения сексуальности на территории медицины, могут быть поняты не в терминах науки или идеологии, не в терминах истории умозрений, не в терминах социологичес­кой истории болезней, но в рамках исторического изучения технологий власти.

И наконец, надо сказать о третьем антиконвульсанте. Первым, напомню, был переход от правила всеохватного дискурса к стилистике дискурса сдерживаемого; вторым



Старинная больница в Париже, включающая и большое отделение для душевнобольных.

была передача конвульсии как таковой на попечение меди­цинской власти. Третий же антиконвульсант, о котором я буду говорить в следующий раз, это опора, которую церков­ная власть нашла со стороны дисциплинарно-педагогичес­ких систем. Чтобы поставить под контроль, чтобы пресечь, чтобы окончательно искоренить все эти феномены одержи­мости, о которые споткнулась новая механика церковной власти, была предпринята попытка привить руководство со­вести и исповедь, все эти новые формы религиозного опы­та, в среде дисциплинарных механизмов, которые в эту же эпоху были введены в казармах, школах, больницах и т.д. В виде иллюстрации этой прививки или, если хотите, внед­рения духовных техник, отлаженных католицизмом после Тридентского Собора, в те новые дисциплинарные аппара­ты, которые приобретают контуры и организуются в XVIII веке, я приведу только один пример, на котором подробно остановлюсь в следующий раз. Это пример Олье, основа­теля семинарии при церкви Сен-Сюльпис, решившего пос­троить для нее здание, которое отвечало бы поставленной шдаче. Семинария Сен-Сюльпис, задуманная Олье, должна была воплотить, и воплотить во всех деталях, те самые тех­ники духовного контроля, самоанализа и исповеди, что были характерны для тридентской религиозности. Потребовалось соответствующее здание. Олье не знал, как построить такую семинарию. Тогда он отправился в Нотр-Дам и попросил у Богоматери совета на сей счет. И действительно, Богоматерь явилась ему и вручила план, который стал планом семина­рии Сен-Сюльпис. Вот что сразу поразило Олье: вместо дортуаров там были отдельные комнаты. Именно это, а не расположение капеллы, не размеры молельни и т.п., было главной особенностью преподнесенного Богоматерью пла­на сооружения семинарии. Ибо Богоматерь не ошибалась. Она хорошо понимала, что опасности, достигшие крайней степени, границы, предела в рамках этих техник духовного руководства, коренятся именно в ночи и в постели. Иначе говоря, именно постель, ночь, тела, созерцаемые в подроб­ностях и в самом раскрытии их возможных сексуальных

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

проявлений, — именно это является принципом всех опас­ностей, в которые за последние годы начали попадать ду­ховные наставники, недостаточно искушенные в том, чем в действительности является плоть. Необходимо было вы­яснить процесс конституции этой плоти — богатой, слож­ной, преисполненной ощущениями, но и обуреваемой кон­вульсиями, с которыми наставники имели дело; необходимо было подобраться к истоку плоти, понять, каковы механиз­мы ее функционирования. Поэтому, оградив тела, поместив их в детально обозреваемое пространство, дисциплинарные аппараты (коллежи, семинарии и т.п.) позволили заменить всю эту сложную и несколько ирреальную теологию плоти дотошным наблюдением за сексуальностью в ее последова­тельном и реальном раскрытии. Так в центре внимания ока­зались тело, ночь, уход за собой, ночная одежда, постель, ибо не где-нибудь, а именно в простынях следует искать ме­ханизмы возникновения всех тех расстройств плоти, кото­рые тридентское пастырство выявило, вознамерилось конт­ролировать, но в итоге само оказалось в их западне.

Так в самом сердце, в самом средоточии, в самом оча­ге всех этих плотских расстройств, сопряженных с но­выми формами духовного руководства, в конечном счете обнаружилось тело, поднадзорное тело юноши, тело мас-турбатора.

* * *

Теперь я намерен попытаться охарактеризовать эволю­цию контроля над сексуальностью в христианских, прежде всего католических, учебных заведениях школьного уровня в XVII и XVIII [rectius: XVIII и XIX] веках. С одной сторо­ны, в это время все отчетливее проступает тенденция к ог­раничению той нескромной словоохотливости, той дискур­сивной пристрастности к телу желания, которая отличала техники руководства душами в XVII веке. Делаются попыт­ки, в некотором смысле, успокоить словесные бури, разго­равшиеся вокруг самого анализа желания и удовольствия,



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО | Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.257 сек.