русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 444; Нарушение авторских прав


Поэтому я, весьма приблизительно намечая краткую ис­торию сексуального дискурса, вовсе не хочу поднимать эту проблему в терминах цензуры сексуальности. Когда сек­суальность подвергалась цензуре? С каких пор молчание о сексуальности стало обязательным? Когда и при каких условиях стало возможно говорить о сексуальности? Мне хотелось бы, в некотором смысле, перевернуть проблему и обратиться к истории признания в сексуальности. Иначе говоря: при каких условиях и согласно какому ритуалу в окружении прочих сексуальных дискурсов сформировалась та особая форма обязательного, принудительного дискурса, каковой является сексуальное признание? Путеводной ни­тью на пути к ответу мне, разумеется, послужит обзор об­ряда покаяния.

Итак, если вы простите мне схематический характер это­го обзора, я хотел бы обратить ваше внимание на ряд, как мне кажется, немаловажных обстоятельств. Во-первых, пер­воначально признание не входило в обряд покаяния. Только со временем оно сделалось непременным и обязательным >лементом христианской формы этого обряда. Во-вторых, важно, что действенность признания, роль признания в про­цедуре покаяния, претерпела значительные изменения со времен Средневековья до XVII века...

Прежде всего, первоначально обряд покаяния не вклю­чал в себя обязательное признание. Что представляло собой покаяние в раннем христианстве? Покаяние было статусом, свободно и добровольно принимаемым в определенный момент жизни по тем или иным причинам, которые могли быть связаны с неким тяжким, веским и скандальным пре­грешением, но могли корениться и в совершенно другой области. Но во всяком случае это был статус, который при­нимали, причем принимали раз и навсегда, чаще всего при приближении смерти: покаяться можно было только один раз в жизни. Право даровать статус кающегося тому, кто этого просил, имел исключительно епископ. И это подразу­мевало публичную церемонию, в ходе которой кающегося одновременно порицали и увещевали. После этой церемо­нии вступал в действие устав покаяния, который обязывал



ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

кающегося носить власяницу, специальные одеяния, запре­щал ему соблюдать чистоту, а также подразумевал торжест­венное отлучение от Церкви, неучастие в таинствах, прежде всего в причастии, выполнение строгих обетов, воздержа­ние от всяких половых отношений и обязанность погребе­ния умерших. Когда грешник выходил из статуса покаяния (иногда он так и не выходил из него, оставаясь кающимся до конца своей жизни), этому предшествовало торжественное примирение, коим с него снимался статус кающегося, но снимался не целиком, а с рядом исключений, как, например, обет целомудрия, который обычно сохранялся пожизненно. Как видите, в этом ритуале отсутствует как публичное признание в грехах, так и частное, хотя, когда грешник об­ращался к епископу, чтобы попросить того дать ему статус кающегося, ему обычно приходилось излагать причины и основания своего решения. Однако идея общей исповеди обо всех грехах своей жизни, идея о том, что такое призна­ние само по себе может иметь некое влияние на отпущение грехов, — эта идея в системе раннего христианства абсо­лютно исключалась. Отпущение грехов могло состояться исключительно вследствие строгости наказаний, которым индивид подвергался или соглашался подвергнуться, при­нимая статус кающегося. В определенный момент (прибли­зительно с VI века) к этой старой системе, к ее последстви­ям присоединилась, а точнее, переплелась с ними, практика «тарифицированного» покаяния, следующая совсем другой модели. Покаяние, о котором я только что говорил, соот­ветствовало, несомненно, модели посвящения. Напротив, за тарифицированным покаянием стоит модель по сути своей светская, судебная, уголовная. Тарифицированное покаяние было введено по образцу германской судебной практики. Оно заключалось в следующем. Если верующий совершал грех, он мог, вернее, должен был (тут-то и начинается пе­реход от свободной возможности, свободного решения к обязанности) найти священника и рассказать ему о совер­шенном проступке; священник же, в соответствии с этим проступком, который, вероятно, всякий раз оказывался тяж­ким, предлагал или предписывал то или иное раскаяние, так

Кара Густав ЮНГ,Мишель ФУКО

называемое «удовлетворение». Всякому греху должно было соответствовать свое удовлетворение. И только выполнение удовлетворения могло повлечь за собой отпущение греха, причем без всякой дополнительной церемонии. Таким обра­зом, это была система, в рамках которой только удовлетворе­ние, то есть, как сказали бы мы, раскаяние в строгом смысле этого слова, выполненное раскаяние, — только выполнение удовлетворения позволяло христианину добиться прощения своего греха. Что же касается раскаяний, то они тарифици­ровались в том смысле, что существовал перечень обяза­тельных раскаяний для каждой разновидности греха, точно так же, как в светской уголовной системе для каждого пре­ступления и правонарушения было предусмотрено законное возмещение, которое виновник должен был уплатить пост­радавшему, дабы загладить преступление. В рамках системы тарифицированного покаяния, впервые возникшей в Ирлан­дии, то есть системы не латинской, и приобретает необходи­мую функцию оглашение преступления. В самом деле, если ш каждый — по крайней мере, тяжкий — проступок долж­но даваться соответствующее удовлетворение, и если тариф этого удовлетворения определяется, назначается, предпи­сывается священником, то объявление о каждом своем про­ступке должно быть общеобязательным. Более того, чтобы священник мог накладывать раскаяние должной тяжести, требовать справедливого удовлетворения, а также чтобы он мог разделять тяжкие и нетяжкие прсступки, необходимо не только объявлять о проступке, оглашать проступок, ко и рас­сказывать о нем в деталях, объяснять, как и почему он был совершен. В практике этого раскаяния, имеющей, очевидно, светское, судебное происхождение, и начинает мало-помалу завязываться этот узел, поначалу совсем крохотный и нося­щий сугубо утилитарную функцию, — узел признания.

Один из теологов этой эпохи, Алкуин, говорил: «Как же духовная власть сможет освободить от прегрешения, если ей неведомы путы, сковывающие грешника? Врачи будут бес­сильны, если больные откажутся открыть им свои раны. По­этому грешник должен пойти к священнику, подобно тому как больной должен пойти к врачу, и объяснить священни-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО | Каря Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.