русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 478; Нарушение авторских прав


реживаемой трансформации. Главная опасность заключает­ся в искушении поддаться чарующему влиянию архетипов. Так чаще всего и происходит, когда архетипические образы, воздействуют помимо сознания, без сознания. При наличии психологических предрасположений, а это совсем не такое уж редкое обстоятельство, архетипические фигуры, кото­рые в силу своей природной нуминовности обладают авто-носностью, вообще освобождаются от контроля сознания. Они приобретают полную самостоятельность, производя тем самым феномен одержимости. При одержимости Ани-мой, например, больной пытается кастрировать себя, чтобы превратиться в женщину по имени Мария, или наоборот, боится, что с ним насильственно хотят сделать что-нибудь подобное. Больные часто обнаруживают всю мифологию Анимы с бесчисленными архаическими мотивами. . . Я на­поминаю об этих случаях, так как еще встречаются люди, полагающие, что архетипы являются субъективными при­зраками моего мозга.

То, что со всей жестокостью обрушивается в душевной болезни, в случае невроза остается еще сокрытым в под­почве. Но это не уменьшает воздействие на сознание. Когда анализ проникает в почву феноменов сознания, обнаружи­ваются те же самые архетипические фигуры, что населяют и бред психотиков. Бесконечно большое количество лите­ратурно-исторических документов доказывает, что практи­чески во всех нормальных типах фантазии присутствуют те же архетипы. Они не являются привилегией души больных. Патологический момент заключается не в наличии таких представлений, а в диссоциации сознания, которое уже не способно господствовать над бессознательным. Во всех случаях раскола встают необходные интеграции бессозна­тельного в сознание. Речь идет о синтетическом процессе, называемом мною «процесс индивидуации».

Этот процесс соответствует естественному ходу жизни, за время которого индивид становится тем, кем он уже всег­да был. Поскольку человек наделен сознанием, развитие происходит не столь гладко, появляются вариации и поме-



ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

хи. Сознание часто сбивается с архетипически инстинктив­ного пути, вступает в противоречие с собственным основа­нием. Тем самым возникает необходимость того и другого. А это и есть психотерапия на ее примитивной ступени, в форме целительных ритуалов. Примерами могут служить самоидентификация у австралийцев через провидение вре­мен Альчерринга, отождествление себя с Сыном Солнца у индейцев Таоспуэблос, апофеоз Гелиоса в мистериях Исис по Апулею и т.д. Терапевтические методы комплексной фи­лософии заключаются, соответственно, с одной стороны, в возможно более полном доведении до сознания констелиро-ванного бессознательного содержания, а с другой стороны, в достижении синтеза этого содержания с сознанием в поз­навательном акте. Культурный человек сегодня достиг столь высокого уровня диссоциации и настолько часто пускает ее в ход, чтобы избавиться от любого риска, что возникает сом­нение по поводу возможности соответствующих действий на основе его познания. Необходимо считаться с тем, что само по себе познание не ведет к реальному изменению, ос­мысленному практическому применению познания. Позна­ние, как правило, ничего не дает и не содержит в самом себе никакой моральной силы. Поэтому должно быть ясно, в какой мере излечение неврозов представляет собой мо­ральную проблему.

Так как архетипы, подобно всем нумиозным явлениям, относительно автономны, их чисто рациональная интегра­ция невозможна. Для интеграции необходим дидактичес­кий метод, то есть противостояние, часто приобретающее у пациентов форму диалога, в котором они, не подозревая об этом, реализуют алхимическое определение медитации как беседу со своим добрым ангелом. Этот процесс протекает обычно драматически, с различными перипетиями. Он вы­ражается или сопровождается символическими сновидени­ями, тем, которые в виде мифологического мотива издавна представляют процесс трансформации души.

В рамках одной лекции я должен был ограничиться лишь отдельными примерами архетипов. Я выбрал те из них, ко-

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО

торые играют главную роль при анализе мужского бессозна­тельного, и постарался дать самый краткий очерк процесса психической трансформации, в которой они проявляются. Такие фигуры, как Тень, Анима, старый мудрец вместе с соответствующими фигурами женского бессознательного... описывались мною в полном виде в моих работах о сим­волике Самости. Более полное освещение получили также связи процесса индивидуации и символики.

ШИЗОФРЕНИЯ*

(отрывки)

...Уже Фрейд не мог не сравнить с мифологическим мотивом часто встречающийся в неврозах комплекс ин­цеста и выбрал для него подходящее название Эдипов ком­плекс. Но этот мотив далеко не единственный. Скажем, для женской психологии надо было бы выбрать другое название — комплекс Электры, как я уже давно предлагал. Кроме них есть еще много других комплексов, которые так­же можно сопоставить с мифологическими мотивами.

Именно наблюдаемое при шизофрении частое обращение к архаическим формам и комплексам ассоциаций впервые натолкнуло меня на мысль о бессознательном, состоящем не только из утраченных исконно сознательных содержаний, но также из более глубокого слоя универсального характера, сходного с мифическими мотивами, характеризующими че­ловеческую фантазию вообще. Эти мотивы ни в коей мере не выдуманы, они найдены как типичные формы, спонтанно и универсально встречающиеся в мифах, сказках, фантази­ях, снах, видениях и бредовых идеях. Их более вниматель­ное исследование показывает, что речь идет об установках, формах поведения, типах представлений и импульсах, кото­рые должны рассматриваться как типичное для человека ин­стинктивное поведение. Поэтому выбранный для них тер-

Шизофрения означает буквально «расщепление личности» (греч.)

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

мин «архетип» совпадает с известным в биологии понятием «pattern of behavior»*.

Здесь речь идет вовсе не об унаследованных представ­лениях, но об унаследованных инстинктивных стимулах и формах в том виде, как они наблюдаются у всех живых су­ществ.

Поэтому, если в шизофрении особенно часто встречают­ся архаические формы, то этот феномен указывает на более глубокую (по сравнению с неврозом) биологическую пато­логию. Опыт показывает, что в снах архаические образы с их характерной нуминозностью возникают, главным обра­зом, в ситуациях, каким-либо образом задевающих основы индивидуального существования, в опасные для жизни мо­менты, перед или после несчастных случаев, тяжелых болез­ней, операций и т.д., или же в случае проблем, придающих катастрофический оборот индивидуальной жизни (вообще в критические периоды жизни). Поэтому сны такого рода не только сообщались в древности ареопагу или римскому сенату, но в примитивных обществах и сегодня являются предметом обсуждения, откуда явствует, что за ними искон­но признавалось коллективное значение.

Понятно, что в жизненно важных обстоятельствах моби­лизуется инстинктивная основа психики, даже если созна­ние не понимает ситуации. Можно даже сказать, что как раз тогда инстинкту предоставляется случай взять верх. Угроза для жизни при психозе очевидна и понятно, откуда появ­ляются обусловленные инстинктами содержания. Странно только, что эти проявления не систематичны, как, например, в истерии, где одностороннему сознанию личности в качес­тве компенсации противостоит уравновешенность и рацио­нализм, дающие шанс для интеграции.

Если бы шизофреническая компенсация, т.е. выражение аффективных комплексов, ограничивалась лишь архаичес­ким или мифологическим формулированием, то ассоци­ативные образы можно было бы понять как поэтические

Форма поведения (англ.]



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО | Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.