русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Карл /Устав ЮНГ, Мишель ФУКО


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 495; Нарушение авторских прав


наличием вытесненных или забытых содержаний. Хотя у Фрейда понятие «бессознательного» выступает, по крайней мере, метафорически — в качестве действующего субъекта, по сути, оно остается не чем иным, как местом скопления именно вытесненных содержаний; и только поэтому за ним признается практическое значение. Ясно, что с этой точки зрения бессознательное имеет исключительно личностную природу, хотя, с другой стороны, уже Фрейд понимал арха-ико-мифологический характер бессознательного способа мышления.

Конечно, поверхностный слой бессознательного явля­ется в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессозна­тельным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает, что она включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые являются повсюду у всех индивидуумов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессо­знательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.

Существование чего-либо в нашей душе признается только в том случае, если в ней присутствуют так или иначе сознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессозна­тельном лишь в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. В личном бессознательном это по большей части так называемые эмоционально окрашен­ные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы.



Выражение «архетип» встречается уже у Филона Иудея по отношению к бессознательному в человеке. Также и у Ири-

нея, где говорится: «Творец мира не из самого себя создал это, он перенес из посторонних ему архетипов». В Библии Бог называется «Изначальный свет». Хотя у Августина сло­во «архетип» и не встречается, его заменяет «идея»: «Идеи, которые сами не созданы.., которые содержатся в божест­венном уме». «Архетип» — это пояснительное описание платоновского понятия идеи. Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальны­ми типами, то есть испокон веку наличными всеобщими об­разами. Речь практически идет все о том же: примитивные родоплеменные учения имеют дело с видоизмененными архетипами. Правда, это уже не содержания коллективного бессознательного, они успели приобрести сознаваемые фор­мы, которые передаются с помощью традиционного обуче­ния в основном в виде тайных учений, являющихся вообще 1ИПИЧНЫМ способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов явля­ются мифы и сказки. Но здесь речь идет о специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. По­нятие «архетип» обозначает только ту часть психического содержания, которая не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредствен­ную психическую данность. Архетип как таковой сущест­венно отличается от исторически ставших или перерабо­танных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безоши­бочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архе­типов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видени­ях, напротив, значительно более индивидуальны, не понят­ны и наивны, нежели, скажем, мифы. По существу архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь сознательным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуально­го сознания, на поверхности которого оно возникает.

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО

То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой. Более сложным оказывается положение, если мы попытаем­ся психологически обосновать, что такое «архетип».

До сих пор при исследовании мифов удовлетворялись со­лярными, лунарными, метеорологическими и другими вспо­могательными представлениями. Практически не обраща­лось внимания на то, что мифы в первую очередь психичес­кие явления, выражающие глубинную суть души. Дикарь не склонен к объективному объяснению самых очевидных ве­щей. Напротив, он постоянно испытывает потребность или, лучше сказать, в его душе имеется непреодолимое стремле­ние приспосабливать весь внешний опыт к душевным со­бытиям. Дикарю недостаточно просто видеть, как встает и заходит Солнце, — эти наблюдения внешнего мира должны одновременно быть психическими событиями, то есть мета­морфозы Солнца должны представлять судьбу Бога или ге­роя, обитающего, по сути дела, в самой человеческой душе. Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т.п., не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символические выражения внутренней и бессознательной драмы души. Она улавливается человеческим сознанием че­рез проекции, т.е. будучи отраженной в зеркале природных событий. Такое проецирование лежит у самых оснований, а потому потребовалось несколько тысячелетий истории культуры, чтобы хоть как-то отделить проекцию от внешне­го объекта. Тот, кто еще верит сегодня или уверовал заново в астрологию, почти всегда возвращается к древним пред­рассудкам о влиянии созвездий. Но каждому, кто способен исчислить гороскоп, должно быть известно, что во времена Гиппарха Александрийского день весеннего равноденствия был установлен в Овне. Тем самым любой гороскоп осно­вывается на произвольно выбранном знаке Зодиака, так как со времен Гиппарха весеннее равноденствие сместилось в силу прецессии, по меньшей мере, к началу Рыб.

Субъективность первобытного человека столь удиви­тельна, что самым первым предположением должно было

бы быть выведение мифов из его душевной жизни. Поз­нание природы сводится для него, по существу, к языку и внешним проявлениям бессознательных душевных про­цессов. Их бессознательность представляет собой причину того, что при объяснении мифов обращались к чему угодно, только не к душе. Недоступным пониманию было то, что душа содержит в себе все те образы, из которых ведут свое происхождение мифы, что наше бессознательное является действующим. Оно ведет пассивное существование и явля­ется претерпевающим действия субъектом, драму которого первобытный человек по аналогии обнаруживал в больших и малых природных процессах.

«В твоей груди звезды твоей судьбы», — говорит Зени Валленштейну, чем и довольствовалась вся астрология, ког­да лишь немногие знали об этой тайне сердца. Тогда не было достаточного ее понимания, и я не решусь утверждать, что и сегодня что-либо принципиально изменилось в лучшую сторону.

Родоплеменные учения священно-опасны. Все тайные учения пытаются уловить невидимые душевные события, и все они претендуют на высший авторитет. Это еще в боль­шей мере верно по отношению к господствующим мировым религиям. Они содержат изначально тайное сокровенное знание и выражают тайны души с помощью величествен­ных образов. Их храмы и священные писания возвещают в образе и слове освященные древностью учения, сочетаю­щие в себе одновременно религиозное чувство, созерцание и мысль. Необходимо отметить, что чем прекраснее, гран­диознее, обширнее становится этот передаваемый традици­ей образ, тем дальше он от индивидуального опыта. Что-то еще чувствуется, воспринимается нами, но изначальный опыт потерян.

Почему психология является самой молодой опытной наукой? Почему бессознательное не было давно уже от­крыто, а его сокровища представали только в виде этих вечных образов? Именно потому, что для всего душевного Имеются религиозные формулы, причем намного более пре-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО | Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.