В заключение хотелось бы последний раз обратить ваше внимание на собственный вывод о символичности каждого из второстепенных богов. Подвоя итог, я позволю себе утверждать: каждый из них олицетворяет силы, так или иначе имеющие отношение к человеческому быту. Хумбаба – это природа, Сидури – плодородие и комфорт, Утнапишти же предстает в виде символа частного рока, судьбы. Отвергая их или борясь с ними, ставя себя наравне с ними или даже выше, Гильгамеш, как уже было сказано, делает переход от быта к бытию, возвышая тем самым самого себя до уровня божества, пережив все «контрольные точки» и полностью пройдя путь божественного «зарождения», «младенчества» и краткой «божественной юности». В эпосе заканчивается она с приходом Гильгамеша обратно в Урук, то есть с его фактическим отступлением от былых притязаний.
Несомненно, эпос рассказывает нам о том, что волю богов побороть невозможно и человек не может претендовать на вечную жизнь. Это показывается нам и впоследствии - в конце поэмы, когда змея крадет цветок бессмертия, руша надежды Гильгамеша. Однако вспомним: чего искал Гильгамеш еще в начале поэмы? Уж не вечного ли имени? Мы можем с уверенностью утверждать, что его он получил. А вечное имя не значит ли и бессмертие?..
Давайте взглянем на фрагмент из последней таблицы, где Гильгамеш обращается к Уршанаби:
Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука, Обозри основанье, кирпичи ощупай - Его кирпичи не обожжены ли И заложены стены не семью ль мудрецами?
Не значит ли этот призыв «подняться и пройти по стенам Урука», что, несмотря на общий трагизм поэмы и особенно печальный конец, Гильгамеш всё равно предчувствует, что оставил о себе славу? Мы понимаем: так или иначе, герой добился своего - хотя бы тем, что остался в памяти поколений.
Стоит ли говорить о том, что еще много веков после того, как забылся Гильгамеш-царь, в Уруке, хотя и не в официальном культе, почитали неких местных божеств плодородия. Конечно же, имена им – Гильгамеш и Энкиду…
Список использованных источников:
1. Эпос о Гильгамеше («О всё видавшем») / пер. с аккад. И.М. Дьяконова – М.-Л.: Академия наук СССР, 1961.
2. Клочков, И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / гл.ред. Дьяконов И.М. – М.: «Наука», 1983.
3. Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]. – http://www.symbolarium.ru/