Анализ зависимости «затраты - объем производства - прибыль» - это анализ возможных результатов предполагаемого бизнеса на базе математической модели, часто представленной в форме графика, позволяющего определить величины доходов и затрат при различных уровнях деловой активности в зависимости от объема производства, продаж. Такой анализ позволяет рассчитать, показать на самом графике «точку безубыточности» как минимальный объем производства, при котором выручка от реализации продукции в точности равняется сумме постоянных и переменных затрат, то есть точку, в которой полученный доход полностью покрывает затраты. В процессе анализа выявляется, окажутся ли результаты выбранного варианта деятельности достаточными для покрытия затрат на производство. Возможно использование балансовых таблиц, в которых зафиксированы и подытожены затраты на производство основных видов экономического продукта и результаты в виде объемов производства, выпуска этого продукта. Как правило, анализ безубыточности выполняется для условий постоянного уровня цен на анализируемом интервале времени. В условиях переменной цены на реализуемую предприятием продукцию используют методику предельного анализа, предполагающую математические методы решения задачи оптимизации прибыли, основанные на поиске максимума прибыли как функции от двух аргументов - цены и объема продаж произведенной продукции. Применяется как финансовое обоснование для принятия того или иного управленческого решения, в результате которого общий планируемый доход покрывает совокупность планируемых издержек. В таком случае имеет место нулевая прибыль.
При составление графика безубыточности доходы от продаж, переменные затраты и постоянные затраты помещаются на вертикальной оси, а объем продаж - на горизонтальной. Точкой равновесия считается место пересечения прямой суммарного дохода от продаж и прямой суммарных затрат (общей себестоимости). Анализ зависимости «затраты - объем производства - прибыль» позволяет ответить на следующие вопросы:
. Какой объем производства необходим для достижения его безубыточности?
. Какой объем продаж необходим для достижения желаемой (целевой) прибыли?
. Какую прибыль можно ожидать при данном объеме продаж?
. Как изменения продажных цен, постоянных и переменных затрат и выхода продукции повлияют на прибыль?
. Как повлияет изменение ассортимента реализованной продукции на точку безубыточности, целевую прибыль и потенциальную прибыль?
При росте цен и увеличении нормы маржинальной прибыли процент, на который может быть уменьшена выручка (объём продаж) без снижения прибыли, тем меньше, чем больше показатель нормы маржинальной прибыли. Это связано с покрытием постоянных затрат. При снижении цен и увеличении нормы маржинальной прибыли процент, на который должна увеличиться выручка (объём продаж) без снижения прибыли, тем меньше, чем больше показатель нормы маржинальной прибыли, необходимой для покрытия постоянных затрат и поддержания прибыли на прежнем уровне. Данный анализ является фундаментальным в теории и практике государственных финансов и применяется как средство оценки государственных программ с целью определения их жизнеспособности, а также для выявления положительных результатов (эффектов) от их реализации.
Тем не менее, в российской практике данный подход используют в настоящее время крайне редко. Однако на некоторых предприятиях руководители, ознакомившись с управленческим учетом и анализом, оценили преимущества модели системной зависимости «цена - объем - прибыль» и адаптируют ее на своих предприятиях. Менеджеры западных предприятий работают в основном с нормой маржинальной прибыли, а не с самой маржинальной прибылью, особенно в тех случаях, когда деятельность предприятий характеризуется многономенклатурным выпуском. Используя модель системной зависимости «цена - объем - прибыль», повышается наглядность и доступность результатов для специалистов при принятии управленческих решений. CVP-анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.
Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).
В системе взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» управленческий учет главное внимание уделяет управлению издержками, как наиболее сложному процессу. Оно означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.
Среди существующих систем учета наиболее полно взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» рассматривается в системе директ-костинг или системе учета по прямым затратам
Система учета переменных затрат возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в 50-х годах. Постоянные затраты, которые не зависят от объема производства и размеров дохода, перераспределялись между отчетными периодами, значительно влияли на величину расчетной прибыли. По мнению аналитиков, следовало рассчитывать отдачу понесенных затрат через связь объема производства с затратами и доходами. В этом аспекте было решено, конечно, в достаточной степени условно, разделить совокупные затраты на переменные, которые отождествлялись с прямыми, и на постоянные, которые назывались бесполезными и отождествлялись с косвенными. Новая система затрат получила название «директ-костинг».