Слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обозначают предмет, называются именами существительными.
3. Работа над осознанием формулировки понятия.
Права ли я, что имя существительное – это часть слова, которая отвечает на вопрос что?
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
4. Конкретизация данного понятия на новом языковом материале.
4. Составление развивающих заданий для каждого этапа формирования понятий
1)Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков
Посмотрите на картинки. Что это? (предметы)
На какие 2 группы их можно разделить? (на те, что отвечают на вопрос кто? и те, что отвечают на вопрос что?)
2) Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия)
Выберите из ряда предлагаемых признаков те, которые характерны только для имени существительного и подчеркните их.
Часть речи; имеют одинаковую часть; отвечают на вопрос кто?, что?; служат для связи слов в предложении; обозначают предмет.
Среди слов найдите только имена существительные и подчеркните их.
Известить, птица, мальчик, красный, одуванчик
3) Работа над осознанием формулировки понятия
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая отвечает только на вопрос кто?
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие?
Права ли я, что имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: какая? Какое? какой?
5. Методические условия формирования понятий
Активизация познавательной деятельности учащихся при усвоении понятия.
Вставьте нужные слова в высказываниях.
Имя существительное – это ……………….., которая отвечает на вопросы ………………………. и обозначает ………………….. .
Имя прилагательное – это …………………., которая отвечает на вопросы…………………............ и обозначает……………… .
Осознание существенных и несущественных признаков понятия
Выберите верное утверждение.
Слова вече и вечность являются:
ÿ однокоренными словами
ÿ формами одного слова
ÿ именами прилагательными
ÿ именами существительными
ÿ глаголами
Слова водаи водныйотличаются:
ÿ окончанием
ÿ разные части речи
ÿ суффиксом
ÿ приставкой
Что обозначает слово стол:
ÿ признак предмета
ÿ действие предмета
ÿ предмет
Наглядное изучение понятия
5. Составьте кластер по теме «Части речи. Имя существительное»