Государство должно следить, контролировать рынок крупных предприятий. Должно существовать антимонопольное законодательство.
Цель: приблизить рынки несовершенной конкуренции к более конкурентному уровню. Для того чтобы сделать товар доступным. Р понижается, Q повышается.
В антимонопольной политике постоянно сосуществуют и конкурируют два подхода:
§ Структурный – государство автоматически вмешивается в ценообразование в силу превышения формой … законодательно установленной доли рынка.
§ Поведенческий подход – государство применяет антимонопольные санкции в случаи доказательных монополистических злоупотреблений.
Эти два подхода корректируют с двумя дилеммами антимонопольной политики:
1. четкое следование букве закона;
2. правило разумного основания – это наказание не просто за факт существования монопольной деятельности, а пресечение деятельности, наносящей вред обществу.
Хотя эти два подхода сосуществуют вместе, первоначально преобладал структурный подход.
Н меньше, или равно 10 000 – это чистая монополия. Главное: правильно оценить рынок в географическом и продуктовом плане. Легкость и сложность входа и выхода с рынка – 2 момент. Затем нужно оценить факторы, влияющие на успех фирм, т.е. насколько близки издержки. 3 момент – влияние фирм на эффективность производства.
Важно не превращать борьбу с монополистом в противодействие объективным тенденциям концентрации производства.
Преимущества поведенческого подхода в его мягкой и взвешенной политике. Снижается риск необоснованного наказания крупных фирм, не злоупотребляющих своим положением. Политические процессы протекают медленнее, чем экономические и судебные разбирательства.
Часто выходит так, что контролирующие органы защищают не конкуренцию, а отдельные группы конкурентов, выдавая лицензии, проводя сертификации. Часто издержки регулируемых государством крупных фирм оказываются больше, чем ущерб от монополизации (2-10% от ВВП).
Общая тенденция к либерализму проявляется в том, что государство должно препятствовать монополисту не путем контролирования Р, а снижением барьеров для конкуренции. А именно: меньше налогов и таможенных пошлин, помогать малому и среднему бизнесу, упрощать процедуру лицензирования. Либерализация антимонопольной политики способствует усилению конкурентного начала на самом рынке. А, следовательно, открытию национальных границ и усилению международной конкуренции.
Два классических решения:
1. передача из частной в государственную собственность,