русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Продуктивная способность и Способность к Решению Задач


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 708; Нарушение авторских прав


Мы уже убедились, что продуктивная способность включает в себя значительно больше, чем просто способность к решению задач. Эффективная познавательная деятельность требует идентификации проблемы, переформулирования всего проблемного поля {а не только самой задачи), а также мониторинг пробных решений с точки зрения соответствия их всей имеющейся информации. Вопреки этому, существует значительное число программ, ставящих своей целью обучение студентов "стратегиям" решения Матриц для улучшения их "способности к решению задач" (или даже развития "интеллекта" или "фактора g"). ПМР иногда используют также в качестве зависимой переменной для оценки эффективности других программ, направленных на развитие "способности к решению задач". К сожалению, за исключение работы Фоерштайна (Feuerstein), многие из этих работ были начаты при отсутствии адекватного понимания природы продуктивной способности, а особенно ее связей с восприятием и концептуализацией. Даже ра- бота Фоерштайна в области исследований развития продуктивной способности страдает недо­статочной обоснованностью.

Постановка проблемы и ее решение - это трудная деятельность, требующая постоянного контроля. Она включает в себя такие вещи, как внезапные пробуждения по ночам с вопросом о беспокоящих тебя смутных чувствах на задворках сознания и последующие попытки перевести их в центр внимания, чтобы определить их причины и следствия. Она включает использование этих неясных ощущений для инициации основанного на интуиции процесса "экспериментально­го взаимодействия со средой", или "переговоров с проблемой" для получения дополнительной информации о природе проблемной ситуации. Она включает в себя использование переживаний, возникающих при первоначальных попытках разобраться в проблеме, чтобы видоизменить само понимания ситуации и применяемых для решения стратегий. Необходимо использовать отточенные навыки контроля внимания, а также те навыки и схемы мыслительной деятельности, которые позволяют быстро "проскакивать" стандартные варианты действий в кон­кретных обстоятельствах. Деятельность по решению проблем включает также обеспечение доступа и использование уникальной информации, получаемой непосредственно от других специалистов. Наконец, она включает в себя и экстраординарные обязательность, упорство и настойчивость.



Ясно, что никто не включится в такие нагрузочные и самомотивированные виды деятельности, а тем более не будет их совершенствовать и развивать, если не будет высоко це­нить задачу, над решением которой работает. Именно необходимость затрачивать усилия при решении задач привела Спирмана и других исследователей к связи "фактора д" с "ментальной энергией", а в работе Мэстрё" этот факт определяет общую основу как энергетических, так и цен­ностных компонент и коррелят. Важно также отметить, что, согласно нашим наблюдениям, ког­нитивная деятельность не является сугубо когнитивной, но в существенной степени опирается также на аффективный и волевой компоненты. Стоит приостановиться и задуматься над следу­ющим: должны ли мы при оценке когнитивной способности первым делом выявить виды деяте­льности, которые интересуют выполняющего их человека, и лишь после этого изучать когнитив­ное поведение, которое он демонстрирует в процессе реализации этих деятельностей. Весьма вероятно, что этом случае обнаружиться гораздо больше, чем принято думать, людей, вовлече­нных в процессе своей повседневной жизни в познавательно-творческие процессы высокого уровня.

Приведенные выше комментарии отнюдь не означают, как в этом стремятся убедить нас ряд авторов (Greeno, 1989; Braun, Collins and Dugurd, 1989 и другие), что решение задач требует использования разных когнитивных процессов для достижения различных целей. Медь ведь не становится чем-то иным, когда соединяется с другими химическими элементами, как бы различ­но не выглядели или не вели себя вещества, полученные в результате такого соединения. Смысл этих комментариев состоит в том, что если кто-то желает оценить "способность к реше­нию задач" (включая и способность к идентификации проблемной ситуации), то выполнить одно из двух:

а) либо следовать заложенной в ПМР стратегии и стремиться оценить базовые способности -например, способность использовать чувства, развертывать понятия, направлять и удержи­вать внимание, контролировать восприятие, проверять умозаключения, проявлять настойчи­вость - на материале решения такой задачи, которая принимается большинством людей;

б) либо использовать двустадийную процедуру, первая часть которой посвящена выявлению того, что именно является значимым для людей, а вторая - какие из процессов, нужных для обеспечения эффективного решения задач, они фактически используют в процессе реализа­ции данных видов деятельности.

До настоящего времени никто не попытался использовать второй подход, и более того -"просмотрели" даже саму возможность пойти таким путем. Два психолога - Пиаже и Мэстрё, бо­льше других сделавшие в этой области, исследовали процесс решения по отношению к состав-

ленному психологом набору заданий, а не в отношении деятельности, являющейся значимой для самих обследуемых. Мэстрё, однако, провел два выдающихся исследования, напрямую свя­занных с развернутым выше тезисом. Первое было посвящено детальному изучению стратегий, используемых людьми для решения Прогрессивных Матриц, Кубиков Коса и заданий Стик-теста (Stick Test) Гольдштейна-Ширера. Было установлено, что основной причиной совершаемых ис­пытуемыми ошибок было нежелание тратить умственную энергию на решение абстрактных задач. Во втором исследовании оценивалась взаимосвязь между тестовыми оценками по ПМР и субъективной ценностью интеллектуальной (в отличие от практической) деятельности. В результате использования метода табуляции выявилась на удивление высокая корреляция меж­ду оценками по ПМР и субъективной ценностью процесса осмышления и развития системы знаний о деятельностях, событиях и используемых средствах.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дальнейшее развитие идеи о существовании продуктивной и репродуктивной способностей | И Компетентность


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.145 сек.