Наиболее широко штриховые коды применяются при производстве и продаже товаров народного потребления, что позволяет автоматизировать учет производства и продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом магазине, секции, на складе и т.д.
Основным объектом кодирования в торговле является товар. Его конкретная единица, отличающаяся ценой, массой, размером, цветом и т.п., идентифицируется однозначно путем присвоения ей уникального цифрового кода, что позволяет проводить автоматизированную обработку информации по каждому товару ассортимента, однозначно определяя при продаже по коду цену товара и его потребительские характеристики, ранее введенные в ЭВМ.
В международной торговле широкое распространение получил код EAN(European Article Numbering), разработанный Международной ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе. Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляемый в виде комбинации штрихов и пробелов разной ширины (рис. 1). Каждая цифра (разряд) представляется сочетанием двух штрихов и двух пробелов.
Рис. 1 Структура кода EAN-13
13-разрядный код товара включает коды: страны, предприятие которой закодировало товар; предприятия, закодировавшего товар; самого товара и контрольное число.
Код страны выдается каждой стране (банку данных о товарах) централизованно Ассоциацией EAN. При этом ряду стран выделены диапазоны кодов, например Франция – 30-37, Италия 80-83. Некоторым странам представлена возможность детализировать двухразрядный код страны на третьем разряде, например код России может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460-469. При этом соответственно для кодирования предприятия-изготовителя можно использовать только четыре разряда вместо пяти. Некоторым странам сразу выделены 3-разрядные коды страны: Аргентине - 779, а Словении - 383.
Цифровой код страны – это информация, представленная в штриховом коде, которую при наличии перечня можно проверить визуально.
Следующие пять или четыре цифры (код предприятия) присваивает централизованно национальный орган страны конкретному предприятию - как правило, изготовителю товара. Однако это может быть код предприятия оптовой или розничной торговли.
Следующие пять цифр кода товара предприятие выбирает самостоятельно, при этом оно может выделить классификационные признаки товара по своему усмотрению.
Последний (13-й) разряд - контрольное число и используется для проверки правильности считывания штрихового кода специальным устройством (сканером). Проверка производится автоматически по алгоритму EAN.
Как показано на рис. 1, в начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования, т.е. показывающие, что луч сканера захватил весь код. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода.
Код EAN-8 является укороченной модификацией EAN-13 и предназначен для товаров, имеющих небольшие размеры, где площадь печати ограничена.
Как правило, он включает код страны, код предприятия и контрольное число. Код EAN идентифицирует товар таким образом, что никакой другой товар, обращающийся в международной торговле, не может иметь такой же код.
Код EAN являются линейным. Однако в последнее время все более широкое применение находят многострочные коды, у которых за счет уменьшения высоты штрихов и расположения их в несколько строк достигнуто многократное, по сравнению с линейными, увеличение плотности информации.
Многострочные штриховые коды обеспечивают возможность представлять тексты документов в компактной машиночитаемой форме и находят применение в медицине (истории болезни, представление характеристик продуктов крови и др.) в документах учета личного состава (удостоверения личности, пропуска), в архивном деле (представление текста документа) и т.д.