русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Теория потребительского выбора


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1442; Нарушение авторских прав


Как уже было показано, цена равновесия на конкурен­тном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и пред­ложения. В данном параграфе более подробно остановимся на эконо­мических принципах, лежащих в основе кривой спроса, т. е. цены по­купателя. Затем в следующей главе проанализируем принципы, опре­деляющие кривую предложения, т. е. цену продавца.

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребитель­ной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необхо­дим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совер­шенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понима­ния поведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некото­рые закономерности самого процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как ис­пользуется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как по­требность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая после­дующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

Для более точного описания процесса убывания полезности в эко­номической науке используется уже известное нам понятие предель­ной полезности,т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара, о чем кратко говорилось в § 3. Используя


Общая характеристика рыночной экономики



Общая и предельная полезность

TUA


MUA


это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полез­ности:по мере увеличения количества потребляемого товара его пре­дельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обыч­но называют первым законом Госсена.1



На рис. 5.11а на абсциссе отложим количество потребляемого то­вара Q, на ординате - общую полезность TU. По мере увеличения ко­личества потребленного товара общая (суммарная) полезность возра­стает, но прирост полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изоб­ражен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпук­лая линия.

На рис. 5.116 в виде прямоугольников отложена только предель­ная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребно­сти в нем.

1 Идея убывающей предель­ной полезности была впервые высказана немецким экономис­том Германом Госсеном в 1854 г., хотя сам термин «предельная полезность» он не употреблял.

Вместе с тем у человека существует множество потребностей, ко­торые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оцен­ка интенсивности потребности субъек­тивна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во вся­ком случае ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а следо­вательно, и свой спрос на рынке в со­ответствии с определенной шкалой, на



Глава 5

которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.

Каково основное условие равновесия, которое должно быть вы­полнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизиро­вал получаемую полезность? Ведь, как отмечалось в гл. 1, мы рас­сматриваем поведение «рационального максимизатора». При удовлет­ворении потребностей человек начинает с самой неотложной потреб­ности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употреб­ляемых благ станут одинаковы. Таким образом, можно сформулиро­вать второй закон Госсена:при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы де­нег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разде­лим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешен­ную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель рас­ширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные по­лезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказы­ваются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще го­воря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.

Это условие равновесия потребителяможет быть выражено следующим образом:

где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

Проведенный нами до сих пор анализ базировался на кардинали-стской концепции полезности. В § 3 данной главы уже отмечалось, что в маржиналистской теории важное место занимала проблема количе­ственного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и со­поставляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще най­ти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторон­ники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистови ординалистов.Первые были заняты поиском из­мерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценкиполезности. Ординалисты же в принципе отказались от поис-


Общая характеристика рыночной экономики

ка такой универсальной единицы и предложили иной подход (В. Паре-то, Дж- Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному,а именно: определить предпоч­тение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа яви­лись так называемые кривые безразличия,которые широко исполь­зуются неоклассической школой при исследовании многих микроэко­номических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор опти­мального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досу­гом и рабочим временем и т. д.

Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зре­ния ординалистского подхода.

Равновесие потребителя может быть показано графически с помо­щью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, рас­полагающего фиксированным денежным доходом, который он цели­ком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупа­ет только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую по­лезность для потребителя (например, два товара А и три товара В име­ют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В и т. д.). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В по­требитель, следовательно, в равной мере безразличен.1

Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную
кривую безразличия Ц (рис. 5.12а). Эта кривая проведена таким об­
разом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они
были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно
все равно, какую комбинацию он получит. Кривая Ц, - это лишь одна
из бесчисленного множества возможных кривых. Если возьмем более
высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то
кривая примет иное положение. На рис. 5.12а пунктирной линией по­
казаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для дан­
ных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала
координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения по­
требностей. Набор кривых безразличия
для отдельного потребителя и двух раз­
личных товаров называется картой
безразличия 1 БезРазличен не означает

Обратим внимание, что кривые без- ^^IIL^LTT"'

r r ные комбинации товаров оди-

различия имеют выпуклую к началу ко- наков0 хороши для П0Требите-

ординат форму. Чем это объясняется? ля, т. к. приносят одинаковую

Движение вдоль кривой безразличия полезность.



Глава 5

сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого ко­личества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель име­ет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяе­мыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отка­заться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, ос­таваясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой заме­щения (MRS). Предельная норма замещения может быть представ­лена как отношение: MRS = АВ/АА. На рис. 5.13 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную едини­цу (АД) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от кото­рого потребитель готов отказаться (ДВ), сокращается, т. е. предель­ная норма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицит-


I


 

О 1234567'



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С учетом фактора времени | Товар А


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.19 сек.