«Я утверждаю, что эконо мический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать мно- "■I ' жество разнообразных форм
■ человеческого поведения».
. i Гэри Бвккер
Глава 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕЭКОНОМИКИ
§ 1. Человек и экономика "'•''f" .
Каждая наука имеет свой предмет. С самого начала курса экономической теории мы должны ясно представлять себе, что будем изучать экономическое поведение людей. Какие стороны жизнедеятельности человека изучает экономическая теория? Что представляет собой человек с точки зрения экономической науки? Этим вопросам и будет посвящена настоящая глава.
История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумного», равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Человек - существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств.
В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует важнейшую область деятельности людей, а именно сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.
Экономическая теория в изучении человеческого общества исхо-
Глава 1
дит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.
Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс - стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ. Так, чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками - создаются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы и т. д. Недаром существует поговорка, что богатство создано не трудом, а ленью человека: в этом забавном выражении отражен вышеприведенный парадокс.
Теория рыночного хозяйства трактует труд как своеобразный вид издержек, который несет человек, прежде чем он сможет приобрести необходимое благо. Ничто в этом мире ограниченных ресурсов и возможностей не дается даром. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!» - гласит народная пословица.
Заметим, что мечтой всех социальных утопий и тоталитарных режимов было стремление воспитать население в духе трудового энтузиазма так, чтобы человек и не помышлял об адекватном денежном (или натуральном) вознаграждении. Однако эта задача оказалась не из простых. Пропаганда и насилие обладают известным производительным потенциалом, но их эффективность на длительных отрезках времени невелика.
Таким образом, мы приходим к проблеме мотивации труда, т. е. определению движущих стимулов, побуждающих человека заниматься трудовой деятельностью в самом широком ее понимании.История становления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятельности - внеэкономическоеи экономическое принуждение к труду.Первое основано на страхе быть наказанным властью в самых ее различных ипостасях - рабовладельцем, помещиком, диктатором и т. п. - в случае уклонения от трудовой повинности. Второе предполагает личную материальную заинтересованность и стремление человека повысить уровень своего благосостоя-
Человек в мире экономики
ния. Внеэкономическое принуждение предполагает личную мость работника от работодателя, отсутствие у него экономическое следовательно, и любой другой (политической, религиозной и пр.) сво^ боды. Напротив, экономическое принуждение к труду возможно лишь при наличии экономической свободы. Принуждение здесь выступает не как разновидность насилия одного человека над другим, а как материальная заинтересованность, которая и заставляет человека трудиться. Как заметил выдающийся австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек, «...появление важного элемента этой свободы -свободы индивидов или подгрупп преследовать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков - стало возможным не только благодаря закреплению за отдельными лицами контроля над разнообразными средствами производства, но и благодаря еще одному установлению, практически неотделимому от первого: признанию законными испытанных способов передачи этого контроля».1
Таким образом, характер стимулов трудовой деятельности определяется господствующей системой прав собственности на ресурсы и результаты производства (см. подробнее о правах собственности в гл. 4, § 2). Здесь же следует отметить, что экономическое стимулирование эффективного труда немыслимо без права частной собственности, явившейся основой экономической свободы.
§2.
Модели человека*0*' *' в экономической теории
Многообразие человеческой личности, ее неповтори мая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности дела ют необходимым при научном анализе экономической жизни исполь зовать модель человека, т. е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально- экономических координат.Модель человека, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные, или когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) возможности че ловека, используемые им для достижения поставленных целей. При этом важно отметить, что все гуманитар ные науки (философия, история, социо-
1 Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 55.
логия, экономика и др.) пытаются понять человека с точки зрения своего
2 Курс экономической теории
Глава 1
предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью. Как здесь не вспомнить притчу о слепцах, прикоснувшихся и ощупывающих слона и пришедших к различным выводам о природе этого животного. Тот, кто провел рукой по его ноге, утверждал, что перед ним - дерево; державшийся за хобот был уверен, что это - змея и т. д. Полное (но не абсолютно достоверное) представление о многообразии личности человека могут дать лишь все гуманитарные науки, да и то лишь в рамках достигнутого каждой из них уровня познания.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах (подробнее о хозяйственных системах см. гл. 4, § 1) в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.
Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры, все обилие которых в бесчисленных сочетаниях как раз и характеризует отдельных людей. Но именно это многообразие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволяют экономической науке при теоретическом анализе хозяйственной жизни опираться на образы конкретных людей - слишком сложными, противоречивыми и запутанными оказываются их личностные характеристики.
Поэтому модель «человека экономического», или «homo econo- micus», о которой речь пойдет далее, отличается определенной од носторонностью, поскольку человек - не только «человек экономи ческий», реализующий себя исключительно в процессе хозяйствен ной жизни. Существует множество других областей жизнедеятель ности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие меж личностные отношения и пр.), в которых находит свое проявление человек. Следует признать справедливыми слова о том, что «при годность любой логической модели для объяснения человеческого поведения весьма ограничена».1 Однако экономическая деятель ность людей - существенная характе ристика реализации человеческой лич- __________
ности, условие, основа и предпосылка , БьюкененДжТаллокг
всех иных сторон жизни как отдельно- Расчетсогласия. серия «Лауре-го человека, так и общества в целом. аты Нобелевской премии по эко-
Особо следует подчеркнуть то, что номике». м., 1997. С. 75.
Человек в мире экономики
при разработке и использовании модели «экономического человека» и ее разновидностей невозможно не учитывать огромную роль в мотивации экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намерение» и т. д. Так, например, в России складывавшаяся веками коллективистская и патерналистская (от лат. pater - отец) психология оказалась существенной преградой при переходе от командной к рыночной системе, психологической основой которой с необходимостью является разумный индивидуализм.
Следует отметить, что экономическая теория рассматривает модель человека как инструмент исследования, или определенную теоретическую предпосылку. Именно на ее основе экономисты-теоретики строят свои многочисленные теории спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и др.
Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить три. Различия между ними определяются, во-первых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.
1 В экономической теории термин полезность является синонимом таких понятий, как удовлетворение, благосостояние, счастье и т. п. Полезность с точки зрения экономиста вовсе не означает обыденного понимания этого слова, вроде «полезный для здоровья». Мы еще неоднократно будем встречаться с этим термином на страницах учебника.
Первое направлениепредставлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками (см. гл. 2, § 3 - краткий обзор основных школ в экономической теории). Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus»- наиболее известная из рассматриваемых моделей. В соответствии с этой теоретической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность1 в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила до наших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.
Важно заметить, что «homo economicus» - это рациональный индивидуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обес-
Глава 1
печить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции (подробнее о совершенной конкуренции см. гл. 5, 6). Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не испытывает никакого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение «правил игры» всеми членами общества. Государству в этой структуре отводится роль «ночного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами.
Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает, как отмечалось ранее, использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.Рациональный человек в состоянии ранжировать (присвоить определенный рейтинг) свои предпочтения и стремится к достижению личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде оказываются перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы. Таким образом, мы видим, что концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце концов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.1
Идея о рациональном экономическом поведении людей очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики, возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
«Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали
предпочтение причудам, случайностям ,„ _ ,„
„к - Норт Д. Институты, инсти-
и бесполезным действиям, экономи-
^ч .^.^n^.v, н^,^,оплт, "пип"1"1 туциональные изменения и
ческая теория почти потеряла бы свою функционирование экономики.
предсказательную силу; ...ее предска- м., 1997. с. 37.
Человек в мире экономики
зательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются более обдуманно».1
При этом принято различать полную, ограниченную и органическую рациональностьэкономического поведения. Американский экономист Оливер Уильямсон предлагает классифицировать эти разновидности рациональности как, соответственно, ее сильную, полусильную и слабую формы.2
Полная рациональность,как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности, или, как выражаются экономисты, строгой форме рациональности. Гипотеза о полной рациональности, как мы видим, основана на очень сильных допущениях абстрактного характера. Поэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие гипотезы.
Так, ограниченная рациональность,т. е. полусильная форма рациональности (концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном), отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. Человек - не счетная машинка, не компьютер, способный обработать всю имеющуюся у него информацию. Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше.
В условиях ограниченной рациональности человек уже не макси мизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимает ся поиском первого доступного ему 7 уровня удовлетворения. Здесь сама „ ' Хейнеп- Экономический 3 образ мышления. М., 1991. процедура поиска удовлетворительного с 444
результата оказывается в центре внима- гуильямсон о. Экономичес-
ния при исследовании экономического Кие институты капитализма, поведения. СПб. Лениздат. 1996. С. 93.
Глава 1
Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика (например, новый стиральный порошок «Дося», зубная паста новой марки и пр.). Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь мы ведем разговор об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что более дешевые товары повседневного спроса отличаются и более низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими, или как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок зубной пасты или стирального порошка, нежели будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.
В случае органической рациональности,т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - американские экономисты А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями - выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Уже цитировавшийся ранее Хайек подчеркивал, что «...моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей».1 Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.2
Итак, описанная выше модель «эко-
номического человека» в ее классичес- ' Хайек Ф. Пагубная самона-
ком варианте предполагает рационально деянность. с. 53.
мыслящего, т. е. максимизирующего 2 9мп°ДР°бнееоб «ргани-
' ческой рациональности: Уильм- свои выгоды и минимизирующего затра- сонQ £кономические институ ты эгоиста, свободного в выборе по- ТЬ| капитализма. СПб. Лениздат. ставленных целей и способов их дости- 1996. с. 96.
Человек в мире экономики
жения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рациональный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосылка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со стороны ряда ученых. Г. Саймон иронически замечал: «...его рациональность (т. е. традиционного «homo economicus» - прим. авт.) простирается так далеко, что распространяется и на спальню: как полагает Гарри Беккер, «он будет ночью читать в постели только при условии, если ценность его чтения (с его точки зрения) превышает ценность недосыпания его жены».1
Анализ экономического поведения человека затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизмом, религиозными установками и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого увеличивается с развитием человеческого общества. Совершенствование модели «homo economicus» предполагало учет неполной информированности экономических агентов, равно как и ограничения, накладываемые на их поведение юридическими и моральными нормами. Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.
Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институцио-нализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной нам гипотезе ограниченной рациональности. Один из представителей неоинституционализма, американский экономист Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида».2
1 Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышле ния. THESIS. M., 1993, Т. 1. Вып. 3. С. 17. Г. Беккер - амери канский экономист, лауреат Но белевской премии по экономи ке, речь о котором пойдет в кон це настоящей главы.
2 Норт Д. Институты, инсти туциональные изменения и фун кционирование экономики. М., 1997. С. 37.
В частности, стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются все та же неполнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интеллекта (под которым понимаются калькулирующие способности
Глава 1
человека), стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п. Несовершенная информация влечет за собой возрастание значения таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоорганизации в группы с общими интересами. При этом интересы отдельных групп могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу-
В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направлениепредставлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.
Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике.1 Он дал
оригинальное объяснение таким ситуа- , ,- r ~ Г
г' 1 Беккер Г. Экономический
циям, как принятие решении о количе- анализичеловеческое поведе-стве желаемых детей в семье, соверше- ние. thesis, m., 1993. т. 1. ние преступлений, принятие решений о Вып. 1.с. 24-40.
Человек в мире экономики
продолжении образования и др., где прослеживается проблема рационального выбора. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людейполучило название «экономического империализма».
Такова краткая характеристика основных моделей человека в экономической теории. Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли человека как центра экономической системы современного общества и механизма принятия индивидуальных и общественных (коллективных) решений.
Выводы:
1. Экономическая теория изучает важнейшую область человеческой деятельности, именно сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченности ресурсов. Человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ.
2. Теория рыночного хозяйства рассматривает труд как своеобразный вид издержек, которые несёт человек, прежде чем он сможет приобрести необходимые ему жизненные блага.
3. История цивилизации знает два основных стимула трудовой деятельности: экономическое и внеэкономическое принуждение. Экономическое принуждение выступает как материальная заинтересованность, предполагающая экономическую свободу, основанную на частной собственности.
4. Модель человека в экономической теории представляет собой унифицированное представление о человеке, действующем в определённой системе социально-экономических координат. Экономическая теория рассматривает модель человека как инструмент исследования, свободный от многообразия личностных характеристик отдельных людей.
5. Можно выделить три направления «моделирования» человека экономической наукой. Это модель «homo economicus», кейнсианская модель и современная разновидность модели «человека экономического». Различия между ними определяются степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и учётом той эко-
Глава 2
номической, политической и психологической обстановки, в которой осуществляется деятельность людей.
6. Экономическая теория исходит из того, что человек ведёт себя рационально, максимизируя свои выгоды и минимизируя издержки. При этом различают полную, ограниченную и органическую рациональность экономического поведения.
7. Использование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людей получило название «экономического империализма».