русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 2143; Нарушение авторских прав


«Я утверждаю, что эконо­
мический подход уникален по
своей мощи, потому что он
способен интегрировать мно-
"■I ' жество разнообразных форм

человеческого поведения».

. i Гэри Бвккер

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕЭКОНОМИКИ

§ 1. Человек и экономика "'•''f" .

Каждая наука имеет свой предмет. С самого начала курса экономической теории мы должны ясно представлять себе, что будем изучать экономическое поведение людей. Какие стороны жиз­недеятельности человека изучает экономическая теория? Что пред­ставляет собой человек с точки зрения экономической науки? Этим вопросам и будет посвящена настоящая глава.

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумно­го», равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Человек - существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осоз­нанная целенаправленная деятельность выделил человека из живот­ного мира, наделил его сознанием и определил общественный харак­тер его бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств.

В сложном переплетении биологических и социальных, материаль­ных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анали­зирует важнейшую область деятельности людей, а именно сферу про­изводства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообраз­ные формы реализации личностных и общественных интересов.

Экономическая теория в изучении человеческого общества исхо-




Глава 1

дит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновре­менно и производителем, и потребителем экономических благ. Чело­век не только создает, но и приводит в действие и определяет спосо­бы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.

Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рас­сматривать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизи­ровать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обра­тим внимание на любопытный парадокс - стремление избежать тягос­ти труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широ­кого спектра материальных благ. Так, чтобы не ходить пешком, изобре­тается колесо; чтобы не рыть землю руками - создаются мотыги, ло­паты, а затем и современные экскаваторы и т. д. Недаром существу­ет поговорка, что богатство создано не трудом, а ленью человека: в этом забавном выражении отражен вышеприведенный парадокс.

Теория рыночного хозяйства трактует труд как своеобразный вид издержек, который несет человек, прежде чем он сможет приобрести необходимое благо. Ничто в этом мире ограниченных ресурсов и воз­можностей не дается даром. «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да!» - гласит народная пословица.

Заметим, что мечтой всех социальных утопий и тоталитарных режи­мов было стремление воспитать население в духе трудового энтузи­азма так, чтобы человек и не помышлял об адекватном денежном (или натуральном) вознаграждении. Однако эта задача оказалась не из простых. Пропаганда и насилие обладают известным производитель­ным потенциалом, но их эффективность на длительных отрезках вре­мени невелика.

Таким образом, мы приходим к проблеме мотивации труда, т. е. определению движущих стимулов, побуждающих человека за­ниматься трудовой деятельностью в самом широком ее понима­нии.История становления и развития цивилизации знает два основ­ных стимула этой деятельности - внеэкономическоеи экономичес­кое принуждение к труду.Первое основано на страхе быть наказан­ным властью в самых ее различных ипостасях - рабовладельцем, помещиком, диктатором и т. п. - в случае уклонения от трудовой по­винности. Второе предполагает личную материальную заинтересован­ность и стремление человека повысить уровень своего благосостоя-


Человек в мире экономики

ния. Внеэкономическое принуждение предполагает личную мость работника от работодателя, отсутствие у него экономическое следовательно, и любой другой (политической, религиозной и пр.) сво^ боды. Напротив, экономическое принуждение к труду возможно лишь при наличии экономической свободы. Принуждение здесь выступает не как разновидность насилия одного человека над другим, а как материальная заинтересованность, которая и заставляет человека тру­диться. Как заметил выдающийся австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек, «...появление важного элемента этой свободы -свободы индивидов или подгрупп преследовать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков - ста­ло возможным не только благодаря закреплению за отдельными лица­ми контроля над разнообразными средствами производства, но и бла­годаря еще одному установлению, практически неотделимому от пер­вого: признанию законными испытанных способов передачи этого кон­троля».1

Таким образом, характер стимулов трудовой деятельности опреде­ляется господствующей системой прав собственности на ресурсы и результаты производства (см. подробнее о правах собственности в гл. 4, § 2). Здесь же следует отметить, что экономическое стимулиро­вание эффективного труда немыслимо без права частной собственно­сти, явившейся основой экономической свободы.


§2.


Модели человека*0*' *' в экономической теории


Многообразие человеческой личности, ее неповтори­
мая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности дела­
ют необходимым при научном анализе экономической жизни исполь­
зовать модель человека, т. е. унифицированное представление
о человеке, действующем в определенной системе социально-
экономических координат.
Модель человека, как и всякая научная
модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя
основные параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего,
мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные,
или когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) возможности че­
ловека, используемые им для достижения поставленных целей. При
этом важно отметить, что все гуманитар­
ные науки (философия, история, социо-

1 Хайек Ф. Пагубная самона­деянность. М., 1992. С. 55.

логия, экономика и др.) пытаются по­нять человека с точки зрения своего


2 Курс экономической теории



Глава 1

предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью. Как здесь не вспом­нить притчу о слепцах, прикоснувшихся и ощупывающих слона и при­шедших к различным выводам о природе этого животного. Тот, кто провел рукой по его ноге, утверждал, что перед ним - дерево; дер­жавшийся за хобот был уверен, что это - змея и т. д. Полное (но не абсолютно достоверное) представление о многообразии личности че­ловека могут дать лишь все гуманитарные науки, да и то лишь в рам­ках достигнутого каждой из них уровня познания.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и ис­пользования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах (подробнее о хозяй­ственных системах см. гл. 4, § 1) в условиях ограниченности ресур­сов, возможностей альтернативного использования последних и без­граничности человеческих потребностей.

Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств че­ловеческой натуры, все обилие которых в бесчисленных сочетаниях как раз и характеризует отдельных людей. Но именно это многообра­зие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволя­ют экономической науке при теоретическом анализе хозяйственной жизни опираться на образы конкретных людей - слишком сложными, противоречивыми и запутанными оказываются их личностные харак­теристики.

Поэтому модель «человека экономического», или «homo econo-
micus», о которой речь пойдет далее, отличается определенной од­
носторонностью, поскольку человек - не только «человек экономи­
ческий», реализующий себя исключительно в процессе хозяйствен­
ной жизни. Существует множество других областей жизнедеятель­
ности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие меж­
личностные отношения и пр.), в которых находит свое проявление
человек. Следует признать справедливыми слова о том, что «при­
годность любой логической модели для объяснения человеческого
поведения весьма ограничена».1 Однако экономическая деятель­
ность людей - существенная характе­
ристика реализации человеческой лич- __________

ности, условие, основа и предпосылка , Бьюкенен Дж Таллок г

всех иных сторон жизни как отдельно- Расчет согласия. серия «Лауре-го человека, так и общества в целом. аты Нобелевской премии по эко-

Особо следует подчеркнуть то, что номике». м., 1997. С. 75.


Человек в мире экономики


при разработке и использовании модели «экономического человека» и ее разновидностей невозможно не учитывать огромную роль в моти­вации экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими по­нятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намере­ние» и т. д. Так, например, в России складывавшаяся веками коллек­тивистская и патерналистская (от лат. pater - отец) психология оказа­лась существенной преградой при переходе от командной к рыночной системе, психологической основой которой с необходимостью являет­ся разумный индивидуализм.

Следует отметить, что экономическая теория рассматривает мо­дель человека как инструмент исследования, или определенную теоретическую предпосылку. Именно на ее основе экономисты-те­оретики строят свои многочисленные теории спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и др.

Среди многочисленных направлений «моделирования» челове­ка условно можно выделить три. Различия между ними определя­ются, во-первых, степенью абстрагирования от многообразия лич­ностных характеристик человека и, во-вторых, учетом экономичес­кой, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

1 В экономической теории термин полезность является синонимом таких понятий, как удовлетворение, благосостоя­ние, счастье и т. п. Полезность с точки зрения экономиста вовсе не означает обыденного пони­мания этого слова, вроде «по­лезный для здоровья». Мы еще неоднократно будем встречать­ся с этим термином на страни­цах учебника.

Первое направлениепредставлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками (см. гл. 2, § 3 - краткий обзор основных школ в экономической теории). Во главу угла мо­делей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоис­тический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека». Модель «homo economicus»- наиболее известная из рассматриваемых моделей. В соответствии с этой теоретической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность1 в рамках определен­ных ограничений, основным из ко­торых является его денежный до­ход.Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила до наших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.

Важно заметить, что «homo eco­nomicus» - это рациональный индиви­дуум. Он обладает таким уровнем ин­теллекта, информированности и компе­тентности, который в состоянии обес-



Глава 1


печить реализацию его целей в условиях свободной, или совершен­ной конкуренции (подробнее о совершенной конкуренции см. гл. 5, 6). Экономическая система, в которой действует такой человек, вы­ступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ни­чем не деформированная рыночная структура не испытывает ника­кого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение «правил игры» всеми чле­нами общества. Государству в этой структуре отводится роль «ноч­ного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопас­ность граждан и создающего юридическое поле для свободного обмена благами.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает, как отмечалось ранее, использо­вание постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности ис­пользуемых возможностей и ресурсов.Рациональный человек в состоянии ранжировать (присвоить определенный рейтинг) свои предпочтения и стремится к достижению личной цели внутренне не­противоречивым способом. При удовлетворении своих субъектив­ных интересов люди везде оказываются перед необходимостью вы­бирать альтернативные способы использования ограниченных эко­номических благ. Естественно, что для реализации своего рацио­нального поведения индивидуумы должны обладать свободой вы­бора. С развитием человечества степень свободы выбора экономи­ческого поведения увеличивается, что связано с постепенной лик­видацией сословных, кастовых, политических, идеологических, пра­вовых и прочих ограничений этой свободы. Таким образом, мы ви­дим, что концепция рациональности человека опирается на предпо­сылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце кон­цов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.1

Идея о рациональном экономическом поведении людей очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики, возможно только тогда, когда предполагается, что чело­век будет вести себя экономически рационально.

«Если бы люди в обществе не це­нили рациональность, а отдавали

предпочтение причудам, случайностям ,„ _ ,„

„к - Норт Д. Институты, инсти-

и бесполезным действиям, экономи-

^ч .^.^n^.v, н^,^,оплт, "пип"1"1 туциональные изменения и

ческая теория почти потеряла бы свою функционирование экономики.

предсказательную силу; ...ее предска- м., 1997. с. 37.


Человек в мире экономики

зательная сила выше в тех областях общественной жизни, где решения принимаются более обдуманно».1

При этом принято различать полную, ограниченную и органи­ческую рациональностьэкономического поведения. Американский экономист Оливер Уильямсон предлагает классифицировать эти раз­новидности рациональности как, соответственно, ее сильную, полу­сильную и слабую формы.2

Полная рациональность,как теоретическое допущение, предпо­лагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономи­ческий» соответствует именно предпосылке о полной рациональности, или, как выражаются экономисты, строгой форме рациональности. Ги­потеза о полной рациональности, как мы видим, основана на очень сильных допущениях абстрактного характера. Поэтому в экономичес­кой науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные пове­денческие гипотезы.

Так, ограниченная рациональность,т. е. полусильная форма рациональности (концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном), отражает невозможность при принятии хозяйственных решений ис­пользовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способ­ностей человека. Человек - не счетная машинка, не компьютер, спо­собный обработать всю имеющуюся у него информацию. Ограничен­ная рациональность означает, что человек сознательно стре­мится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информа­цию ограничена вычислительными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и об­щими издержками принятого решения) при этом меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не макси­
мизирует полезность (доход, богатство,
наслаждение), а только лишь занимает­
ся поиском первого доступного ему 7
уровня удовлетворения. Здесь сама „ ' Хейне п- Экономический
3 образ мышления. М., 1991.
процедура поиска удовлетворительного с 444

результата оказывается в центре внима- гуильямсон о. Экономичес-

ния при исследовании экономического Кие институты капитализма,
поведения. СПб. Лениздат. 1996. С. 93.


Глава 1

Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене мо­жет и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких то­варов, доля которых в общих потребительских расходах невелика (на­пример, новый стиральный порошок «Дося», зубная паста новой мар­ки и пр.). Казалось бы, это противоречит поведению «человека эконо­мического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь мы ведем разговор об ограниченной рациональности. Повседнев­ный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что более дешевые товары повседневного спроса отличаются и более низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не рас­полагает полной информацией о них, а достижение всей полноты зна­ний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими, или как го­ворят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рацио­нальный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок зуб­ной пасты или стирального порошка, нежели будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств но­вых товаров с более низкими ценами.

В случае органической рациональности,т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - американские эко­номисты А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и не­формальных правил поведения, которым следует человек. Рациональ­ность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями - выбрасывать окурки из автомобиля на остановке у светофора в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональнос­ти предполагает, что взаимодействие людей рационализируется фор­мальными и неформальными, например, моральными правилами по­ведения, сложившимися эволюционным путем институтами человечес­кого общества. Уже цитировавшийся ранее Хайек подчеркивал, что «...моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей».1 Люди под стра­хом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознатель­но рационализировать свое поведение.2

Итак, описанная выше модель «эко-

номического человека» в ее классичес- ' Хайек Ф. Пагубная самона-

ком варианте предполагает рационально деянность. с. 53.

мыслящего, т. е. максимизирующего 2 9м п°ДР°бнее об «ргани-

' ческой рациональности: Уильм-
свои выгоды и минимизирующего затра- сон Q £кономические институ­
ты эгоиста, свободного в выборе по- ТЬ| капитализма. СПб. Лениздат.
ставленных целей и способов их дости- 1996. с. 96.


Человек в мире экономики


жения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономи­ческий» - это «рациональный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосылка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со стороны ряда ученых. Г. Саймон иро­нически замечал: «...его рациональность (т. е. традиционного «homo economicus» - прим. авт.) простирается так далеко, что распространя­ется и на спальню: как полагает Гарри Беккер, «он будет ночью чи­тать в постели только при условии, если ценность его чтения (с его точки зрения) превышает ценность недосыпания его жены».1

Анализ экономического поведения человека затрудняется и неэко­номическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизмом, религиозными установками и др.), т. е. компонентом, удельный вес ко­торого увеличивается с развитием человеческого общества. Совер­шенствование модели «homo economicus» предполагало учет непол­ной информированности экономических агентов, равно как и ограни­чения, накладываемые на их поведение юридическими и моральны­ми нормами. Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической ра­циональности.

Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институцио-нализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рам­ках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже известной нам гипотезе ограниченной рациональности. Один из представителей неоинституционализма, американский экономист Дуг­лас Норт писал, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которые описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует го­ворить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбо­ра индивида».2

1 Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышле­ ния. THESIS. M., 1993, Т. 1. Вып. 3. С. 17. Г. Беккер - амери­ канский экономист, лауреат Но­ белевской премии по экономи­ ке, речь о котором пойдет в кон­ це настоящей главы. 2 Норт Д. Институты, инсти­ туциональные изменения и фун­ кционирование экономики. М., 1997. С. 37.

В частности, стимулы включают в себя не только стремление к материаль­ным, денежным благам, но и определен­ные элементы психологического харак­тера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание на­слаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются все та же неполнота информа­ции хозяйствующих субъектов, несовер­шенство их интеллекта (под которым по­нимаются калькулирующие способности



Глава 1

человека), стереотипность поведения в зависимости от привычек, ре­лигиозных установок и т. п. Несовершенная информация влечет за собой возрастание значения таких факторов, как ожидания, предчув­ствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английс­кий экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посред­ством механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме инди­видуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов пре­одолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самооргани­зации в группы с общими интересами. При этом интересы отдельных групп могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу-

В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешатель­ство государства в экономические отношения.

Третье направлениепредставлено принципиально новой разно­видностью модели «экономического человека», отражающей совре­менные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельно­сти по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных по­требностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отлича­ют многообразие и динамизм потребностей, главной из которых явля­ется потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта мо­дель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с раз­витыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими граница­ми между социальными общностями.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и попытаться объяснить мотивы человечес­ких действий в других, неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес современный американский экономист Гэри Беккер, лауреат Нобе­левской премии по экономике.1 Он дал

оригинальное объяснение таким ситуа- , ,- r ~ Г

г ' 1 Беккер Г. Экономический

циям, как принятие решении о количе- анализ и человеческое поведе-стве желаемых детей в семье, соверше- ние. thesis, m., 1993. т. 1. ние преступлений, принятие решений о Вып. 1.с. 24-40.


Человек в мире экономики

продолжении образования и др., где прослеживается проблема рацио­нального выбора. Использование экономического подхода к ана­лизу неэкономических сторон жизни людейполучило название «экономического империализма».

Такова краткая характеристика основных моделей человека в эко­номической теории. Носящие в целом абстрактный характер, эти мо­дели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственном процессе. Знание их по­зволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных эконо­мических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли человека как центра экономической системы современного об­щества и механизма принятия индивидуальных и общественных (кол­лективных) решений.

Выводы:

1. Экономическая теория изучает важнейшую область человечес­кой деятельности, именно сферу производства и распределения жиз­ненных благ в условиях ограниченности ресурсов. Человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ.

2. Теория рыночного хозяйства рассматривает труд как своеобраз­ный вид издержек, которые несёт человек, прежде чем он сможет приобрести необходимые ему жизненные блага.

3. История цивилизации знает два основных стимула трудовой деятельности: экономическое и внеэкономическое принуждение. Эко­номическое принуждение выступает как материальная заинтересован­ность, предполагающая экономическую свободу, основанную на час­тной собственности.

4. Модель человека в экономической теории представляет собой унифицированное представление о человеке, действующем в опреде­лённой системе социально-экономических координат. Экономическая теория рассматривает модель человека как инструмент исследования, свободный от многообразия личностных характеристик отдельных лю­дей.

5. Можно выделить три направления «моделирования» человека экономической наукой. Это модель «homo economicus», кейнсианская модель и современная разновидность модели «человека экономичес­кого». Различия между ними определяются степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и учётом той эко-


Глава 2

номической, политической и психологической обстановки, в которой осуществляется деятельность людей.

6. Экономическая теория исходит из того, что человек ведёт себя рационально, максимизируя свои выгоды и минимизируя издержки. При этом различают полную, ограниченную и органическую рацио­нальность экономического поведения.

7. Использование экономического подхода к анализу неэкономи­ческих сторон жизни людей получило название «экономического им­периализма».

Основные понятия:

Мотивация труда labour motivation

«Человек экономический» «homo economicus», >

economic man

Рациональное экономическое поведениеrational choice
(рациональный выбор) ,, ,:

Полная рациональность perfect rationality

Ограниченная рациональность bounded rationality '

Органическая рациональность organic rationality . „

Экономический империализм economic imperialism



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРЕДИСЛОВИЕ | Предмет экономической теории


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.286 сек.