Эта книга предназначена для терапевтов, желающих освоить конкретные методы решения человеческих проблем, и для преподавателей, желающих обучать конкретным навыкам. Наш терапевтический метод сосредоточивается на решении предъявленных проблем в контексте семьи клиента. Но дело здесь не в методе, а в том, чтобы найти для каждой проблемы, для каждой отдельной ситуации особый подход. Задача терапевта–четко сформулировать предъявленный симптом и построить свое вмешательство в социальную ситуацию клиента таким образом, чтобы изменить этот предъявленный симптом. В этой книге главное внимание уделяется проблемам, как и в других подходах, ориентированных на симптомы, но в отличие от этих подходов мы придаем особое значение социальному контексту человеческих проблем.
Определение проблемы
В последнее время идут споры между терапевтами, предпочитающими определять симптом в точных поведенческих терминах (например, как «специфическое избегающее поведение») и терапевтами, пользующимися более общими категориями, такими как «тревога» или «чувство беспомощности». Некоторые терапевты предпочитают формулировать симптомы как поддающиеся счету поведенческие акты, а другие предпочитают формулировать проблему как состояние души или как патологию характера. Предлагаемый здесь подход отличается от обоих этих подходов, поскольку особое внимание мы сосредоточили не только на индивиде. Хотя в этом подходе предполагается, что терапевт потерпел неудачу, если он не решил предъявленную проблему, и хотя симптом определяется в операциональных терминах (то есть настолько точно, насколько это возможно), терапия здесь сосредоточивается на социальной ситуации, а не на отдельном человеке. Можно определять «проблему» в разных социальных единицах. В этой книге проблема определяется как тип поведения, которое является частью последовательности поведения нескольких людей. Симптом–это ярлык и кристаллизация последовательности в социальной организации. Если рассматривать такие симптомы, как «депрессия» или «фобия» как контракт между людьми и, следовательно, считать их адаптивными для взаимоотношений этих людей, то это ведет к новым представлениям о терапии.
Одним из вкладов семейного подхода, развившегося в 50-е годы, было открытие, что симптомы можно рассматривать как уместное и адаптивное поведение. Раньше считалось, что симптом иррационален и основан на неправильном восприятии, вынесенном из прошлого, но была выдвинута точка зрения, что симптом–это способ адаптации к текущей социальной ситуации. Отсюда логически следует, что для изменения симптома терапия должна быть сосредоточена на изменении социальной ситуации.
Смещение фокуса внимания с одного человека на социальную группу, состоящую из двух и более людей, имеет определенные последствия для терапевта. Терапевт должен не только по-другому думать о человеческих дилеммах, но и рассматривать себя как члена социальной единицы, содержащей проблему. Терапевта следует рассматривать, как часть социальной дилеммы клиента, и эта мысль может вызывать у него беспокойство. Когда двадцать лет назад распознали, что терапевтической единицей является семья, а не индивидуум, это стало шагом вперед. Со временем семейная единица расширилась и стала включать в себя более обширную родственную сеть, а также группу сверстников. Сейчас становится очевидным тот факт, что предъявленная проблема включает в себя как профессиональный мир, так и общество в целом.
Диагноз как часть проблемы
Когда терапевтическая проблема определяется как социальные взаимоотношения клиента, терапевт должен и себя включить в эту проблему, поскольку он дает ей определение. Когда на ребенка или взрослого навешивают ярлыки: «больной с минимальной дисфункцией мозга», «алкоголик», «шизофреник»,–это означает, что терапевт участвует в создании проблемы и может затруднить процесс изменения.
Терапевт, характеризующий семейную ситуацию с помощью фраз, типа «доминирующая мать и пассивный отец» или «симбиотические отношения между матерью и дочерью» создает проблемы, хотя он может считать, что он просто описывает проблемы, поставленные перед ним.
В зависимости от того, какой ярлык терапевт навесит на человеческую дилемму, он может кристаллизировать ее или сделать хронической.