Две главные проблемы, связанные с отсутствием ответов (ненаблюдением) при проведении выборки, — это увеличение коэффициентов отклика и корректировка на неполучение данных. Ошибка неполучения данных или ненаблюдения возникает, когда некоторые потенциальные респонденты, включенные в выборку, не отвечают на вопросы исследования.
Увеличение коэффициентов отклика.Главные причины низких коэффициентов отклика — отказы и отсутствие респондентов дома. Отказы, вытекающие из нежелания или неспособности людей, включенных в выборку, принимать участие в опросе, приводят к снижению коэффициента отклика и росту вероятности возникновения ошибки ненаблюдения. Маркетологи должны попытаться уменьшить коэффициент отказов. Достичь этого можно предварительным уведомлением, мотивацией респондентов, вознаграждением, профессиональным оформлением анкеты и проведением опроса и неоднократными попытками установить контакт. Предварительное уведомление. Потенциальным респондентам направляется письмо, сообщающее о предстоящем почтовом, телефонном, индивидуальном или электронном опросе.
Мотивация респондентов.Можно привлечь потенциальных респондентов, увеличив степень их заинтересованности и участия в опросе. Достичь этого можно двумя способами, следуя стратегии "снизу
вверх" (foot-in-the-door) или стратегии "сверху вниз" (door-in-the-face). Обе эти стратегии
направлены на увеличение числа участвующих с помощью последовательно расположенных
вопросов. Вознаграждение. Коэффициент отклика можно увеличить, предлагая вознаграждение потенциальным респондентам. Денежное вознаграждение можно выплатить заранее или обещать его. Оформление анкеты и проведение опроса. Профессионально оформленная анкета может снизить общий коэффициент отказов, а также коэффициент отказов на отдельные вопросы. Неоднократные попытки установить контакт с неответившими респондентами или периодическое напоминание о себе после первого обращения особенно эффективно при уменьшении числа отказов в почтовых опросах. Другие методы.Персонификация или направление писем отдельным индивидуумам — эффективное средство увеличения коэффициента отклика
Корректировка на неполучение данных.Высокий коэффициент отклика уменьшает вероятность возникновения существенной ошибки неполучения данных (ненаблюдения). Методы корректировки на ошибку ненаблюдения следующие: Проведение опроса в подгруппе неответивших респондентов.Исследование подгруппы неответивших респондентов, особенно при почтовом опросе, может быть весьма эффективным способом корректировки на ошибку неполучения данных. В соответствии с этой методикой, исследователь опрашивает подгруппу неответивших респондентов, как правило, с помощью телефонных или индивидуальных интервью.Замена. При осуществлении замены респонденты, не ответившие на вопросы данного исследования, заменяются респондентами, не ответившими на вопросы аналогичного исследования, приведенного раньше. Подстановка. Процедура, в соответствии с кот. исследователь использует вместо неответивших респондентов другие эл-ты основы выборки, от которых ожидает получить ответ. Субъективная оценка. Когда увеличение коэффициента отклика посредством проведения
опроса в подгруппе неответивших респондентов, замены или подстановки, невозможно, следует субъективно оценить причины и последствия ошибки ненаблюдения. Анализ тенденций.Метод корректировки на неполучение данных, в соответствии с которым исследователь пытается проследить тенденцию между ответами респондентов более рэннего и более позднего исследований. Взвешивание.Осуществляя взвешивание, исследователь делает поправку на отсутствие ответов, применяя к данным различные веса в зависимости от коэффициентов отклика. Приписывание. Осуществляя приписывание (imputation), исследователь приписывает или присваивает значения исследуемой характеристики неответившим респондентам, учитывая идентичность переменных, присущих неответившим и ответившим респондентам.