Исследователям не следует думать, что респон-ды могут дать точные и обоснованные ответы на все???.. Исследователь должен постараться преодолеть затруднения с ответом у респонд-а. Некоторые факторы ограничивают возможность респонд-а давать необходимую информацию. Респонд-ы м. б. недостаточно информированы, чего-то не помнить или не в состоянии сформулировать определенные типы ответов. Респонд-ам часто задают ??? на темы, по кот они не информированы. В ситуациях, когда можно предположить, что не все респонд-ы знакомы с исслед темой, фильтрующие ??? помогают оценить осведомленность о товаре, его использовании и предыдущий опыт, и должны задаваться перед ???, непосред связанными с темой исследования. Они помогают исследователю отсеивать недостаточно осведомленных по рассматриваемым ??? респонд-ов. Фильтрующие ??? - начальные ??? анкеты, позвол убедиться в том, что респонд-ы отвечают требованиям, предъявл к выборке. Невозможность вспомнить ведет к ошибкам пропусков, сокращения или придумывания. Сокращение времен - когда человек сокращает время, считая, что событие произошло ближе к сегодняшнему моменту, чем это было на самом деле. Респонд-ы не всегда могут сформулировать четкие ответы на некоторые ???. они могут выбрать наиболее понравившееся. Если респонд-ы не в состоянии сформулир свой ответ на ?, они скорее всего будут его пропускать и отказываться отвечать на оставшуюся часть анкеты. Поэтому им следует давать дополнит материал: картинки, карты и описания, помогающ сформулир ответ.
57.Преодоление нежелания отвечать.Когда респонденты в состоянии ответить на вопрос, они иногда не хотят делать этого.Это из-за того, что ситуация ? не располагает к выражению мнения, отсутствует видимая цель или необходимость получения информации либо информация затрагивает чувства респондента. Р. не любят отвечать на вопросы, требующие больших усилий.Нужно мин. усилия, прилагаемые респ. Предположим, что исследователь заинтересован в каких отделах универмага респондент делал покупки в последний раз. Информацию получит 2 спос.. Исследователь опросит или предложит список, из которых опрашиваемому придется выбрать подходящий. 2 способ лучше, поскольку требует меньших усилий от респондентов.Р. не хотят отвечать на ?, заданные в неуместном, по их мнению, контексте. Р. также не любят давать информацию, цели получения которой они не понимают.Р. не склонны давать информацию, затрагивающую их чувства.(деньги, семейная жизнь, лич. привычки) Методы убеждения:1.вопросы, затрагивающие чувства респондента, в конце опроса. 2. начать опрос с утверждения о том, что рассматриваемое поведение очень распространено.
60.Порядок располож-я .Начальные вопросы.Начальные ? важны для завоевания доверия респон. Начальные вопросы должны быть интересными, простыми и не вызывать отриц эмоций. Виды инф-иИдентификационная информация (вкл. имя, адрес, тел.номер.)Основная информация связана с проблемой исследования. Классификационная информация вкл. соц.-эконом. и демограф. характ, для классификации респон. и интерпретации результатов. Сложные ?.Смущающие, запутанные, скучные или затрагивающие чувства респондента, и их лучше разместить в последней части анкеты. После установления взаимопонимания. Влияние на последующие вопросы Воронкообразный подходПереход от общего к конкретному называется воронкообразным подходом. Логическая последовательность.Все ?, касающиеся одного предмета, должны задаваться до появления другого. Разветвленный вопрос Вопросы, используемые в исследовании, для направления респондента в разные разделыанкеты в зависимости отданного им ответа.
58.Тип вопроса.Вопрос - структур. или неструктур. Нестр. вопр. - открытые вопросы, респондент отвечает своими словами. (Каково ваше занятие? Кто из политиков вам наиболее симпатичен?)Открытые вопросы - в начале анкеты. Позволяют рес. выразить отношение, что позволит иссл. преобразовать их ответы в структ. вопросы. Неструк. вопросы намного меньше искажают ответ, чем структ. Неструкт. вопросы полезны в поиск. Исслед.Недостатки1)неструкт. ?— большая зависимость ответов от опыта интервьюера. Для достоверности используют магнитофон. 2)сложность и дороговизна кодирования ответов. Услуги какой компании или компаний ваша фирма использует в настоящее время?Ответы:1. Л/С/ 2. US SPRINT 3._CONTEL 4. AT&T 5. Regional Bell operating Co. 6. Другое.7. He знаю/ ответ отсутствуетСтрукт. Вопросы - вопросы, которые заранее предполагают набор вариантов ответов и формат ответа.Структур. вопрос может быть многовариантным, альтернативным или основанным на шкале. Предполагают набор вариантов ответов и формат ответа. Многовариантные вопросы. (выбор одного или несколько ответов из предложенных вариантов). Собираетесь ли вы покупать автомобиль в течение следующих шести месяцев?_ Точно не собираюсь__ Наверное, нет_ Не решил_ Возможно, да_ Точно собираюсь.Недостатки – много усилий для разработки эффективных многовариан. ?. Сущ также вероятность ошибки расположения варианта ответа. Альтернативный вопрос. (имеет только два варианта ответа: да или нет, согласен или не согласен и т.д. Собираетесь ли вы покупать новый автомобиль?_Да – Нет - Не знаю.Другой аспект разработки альтернативных вопросов — включение нейтрального мнения.(искажение).Альтернативные вопросы наиболее просты с точки зрения кодирования и анализа.
59. Словесная формулировка вопроса.слов. формул. — это процесс облачения желаемого содержания и структуры ? в слова, которые легко поймут респонденты. Формул. вопроса—трудное задание при разработке анкеты. Если вопрос плохой, респонденты могут не отвечать на него или ответить неправильно. Первая проблема - неответ . Вторая проблема — ошибка наблюдения.1.Определение предмета вопроса.Вопрос должен отражать предмет. Использование слов "кто","что", "когда", "где", "почему", "каким образом" Вопрос:Какую марку шампуня вы используете? (неправильно)Лучшей формулировкой вопроса будет:Какая марка или марки шампуней использовались вами лично в течение месяца?Если использовалось несколько марок, перечислите, пожалуйста, все. (правильно).2.Использование простых словИспользование простых слова, соответствующие словарному запасу респ. Избежание технического жаргона. Вопрос:"Адекватно ли организовано распространение безалкогольных напитков с вашей точки зрения?"(неправильно). Лучше использовать формулировку:"Считаете ли вы, что безалкогольные напитки доступны в тех местах, где вы хотели бы их купить?"(правильно)3.Использование 1-ных словСлова, используемые в анкете, должны иметь одно значение, известное респондентам. Вопрос:Сколько раз в месяц вы обычно посещаете универмаг?_Никогда_Случайно_Иногда(неправильно)Сколько раз в месяц вы обычно посещаете универмаг?__ Меньше одного раза_ 1 или 2 раза_ 3 или 4 раза_. Больше четырех раз (правильно)Устранение направляющих и искажающих ?Устранение скрытых альтернатив. Альтернатива, не представленная среди вариантов ответа, — это скрытая альтернатива. Устранение скрытых допущенийУстранение обобщений и приблизительных оценок.? нужно формулировать конкретно, а не в общем. 2-ные утверждения: положит и отриц.
61.Форма и компановка анкеты, оформл-е анкеты, формы записи рез-тов наблюд-я .Хорошее правило -разделение анкеты на несколько частей. Предварительное кодирование - присвоение на этапе разработки анкеты кода каждому возможному ответу.Вопросы в кажд части должны быть пронумерованы. Желательно анкетызакодировать предварительно. Обычно код отражает номер строчки и столбца, в которые будет занесен ответ. Анкеты лучше пронумеровать последовательно. Нумерация позволяет легко подсчитывать анкеты. Печать анкеты. Если анкета напечатана на плохой бумаге или выглядит потертой, респонденты решат, что проект не слишком важен, что отразится на качестве ответов. Анкета должна быть отпечатана на качественной бумаге и иметь хороший внешний вид. Если несколько страниц – то лучше буклет. Они не распадаются на части. Каждый ?должен быть размещен на одной странице (или на 2-ном развороте). Следует избегать переноса ? .He следует уменьшать межстрочные интервалы между вопросами для компактности анкеты. (наличие инструкций ближе к ?).Буквы должны быть большими и четкими. Чтение анкеты без напряжения. Предварительное тестирование (проверка анкеты на небольшой выборке респондентов для определения и устранения потенциальных проблем). Респон. в предварительном тестировании должны быть похожи на тех, которых будут опрашивать потом. Предварительное тестирование эффективнее всего осуществляется при личном опросе. Ответы, полученные в результате предварительного тестирования, нужно закодировать и проанализировать. Формы записи результатов наблюдения. Исслед. необходимо только разработать форму, определ.необх инф-ю, чтобы полевой работник мог точно ее записать.Форма должна отвечать требованиям, сформулированным для анкет. Нуждается в предварительном тестир.