русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 3103; Нарушение авторских прав


Более поздние исследования черт темперамента имеют уже более отчетливую теоретическую базу. Если ранние работы основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чисто эмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методов свести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х го­дов, выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темпера­мента, осуществляется на основе четко сформулированных теоретичес­ких положений: прежде всего определяется, какие свойства могут быть отнесены к особенностям 1ем*;ср:»мента, а затем уже соответствующие характеристики отбираются и с ними производите1' разные математи­ческие манипуляции.

Теоретические положения или критерии отбора свойств темперамен­та различаются у разных авторов. Иногда эти различия оказываются Довольно существенными, но, как правило, они касаются не столько Удержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, в совре­менной психологии существует достаточно широкая зона согласия от-н°сительно того, что такое темперамент. В результате этого списки черт


темперамента, называемые в настоящее время разными авторами, со-1 держат близкие по смыслу характеристики. Что же это за критерии и к выделению каких характеристик они приводят, будет показано на при­мерах наиболее распространенных в отечественной и зарубежной пси­хологии концепций темперамента.

Американские исследователи А. Томас и С. Чесе, руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое, по общему призна­нию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследова­ние темперамента, подразумевают под темпераментом стиль поведе­ния. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий [ стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек посту- i пил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особеннос­ти темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности (Thomas A., Chess S., 1977).



Психологические характеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном воз­расте. Для детей первых лет жизни они сводятся к 9 переменным, вза­имная независимость которых подтвердилась при факторном анализе: 1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во вре­мя кормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.); 2) ритмичность (степень предсказуе­мости времени появления поведенческих реакций, например, проявле­ний голода, и продолжительность функций во времени, например, дли­тельность сна); 3) приближение или удаление (особенности эмоциональ­ных и моторных реакций на новые стимулы); 4) адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию); 5) интенсивность (энергетичес­кий уровень) реакции независимо от ее качества и направленности; 6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появле­ния реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности); 7)1 настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудов­летворенности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим); 8) отвлекаемость (эффективность действия новых сти­мулов для изменения поведения); 9) длительность внимания и настой­чивость (две взаимосвязанные категории - продолжительность неко­торой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. То­масом и С. Чесе сводятся к минимуму ограничений: темперамент - это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

Другие исследователи, А. Басе и Р. Пломин, разработавшие наибо­лее популярную в современной американской психологии концепцию


темперамента, также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессив­ные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенчес­кой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявле­нии темперамента. Чтобы конкретная черта могла считаться свойст­вом темперамента, она должна удовлетворять еше пяти критериям.

Основным критерием, по их мнению, является наследственная обус­ловленность свойств темперамента. Кроме этого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни (т.е. быть такими, чтобы по особенностям, диагностированным в детстве, можно было предсказать соответствующие особенности темперамента во взрослом возрасте), иметь адаптивное значение (в эволюционном смысле, т.е. способствовать биологическому приспособлению) и обна­руживаться у животных (Buss A., Plomin R., 1976).

В соответствии с этим Басе и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность и взаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников, составленных автора­ми, и при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойств характеризует особенности темперамента в разных возрастах.

Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффектив­ной реакции и оценивается по ее интенсивности. Для определения ее у детей их родителям предлагаются утверждения типа „Ребенок легко расстраивается", „Ребенок легко пугается" и т.д..

Активность является проявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь. Активность оценивается по утверждениям типа „Ребенок не может спокойно сидеть на месте".

Социабельность связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими). Оценивается по таким утверждениям, как „Любит быть с другими", „Легко находит друзей".

Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свой­ства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем. что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темпера­мента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, со­хранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами Деятельности.

Соответственно этим критериям Стреляу называет две характерис­тики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспечения Жизнедеятельности, - активность и реактивность и пять характерис-


тик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним отно­сятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления cthJ мула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переклю­чаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжение реакции после того, как действие стимула прекратилось),! темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций.

На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти раз­личия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивнос­ти эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере обще-! ния, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы опи-; санных ранее концепций темперамента, подчеркивает роль темперамен-| та как механизма,определяющего разные поведенческие особенности] и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее вни­мание уделяет особенностям функционирования этого механизма и меньшее - тем сферам, в которых это функционирование проявляется.; Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу инте-J ресует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в об­щении, и, что крайне редко встречается в работах американских и за*; падно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной дея­тельности.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВЫДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В РАННИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ | ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.