Вторая половина XIX в. - это время зарождения психологического тестирования, и в этот период психология индивидуальных различий не отделима от психодиагностики. Английский исследователь, Сэр Фрэнсис Гальтон, являющийся по общему признанию родоначальником исследования индивидуальных различий, по столь же общему признанию является и отцом психодиагностики.
Начиная с 1869 года, он публикует серию работ, в которых обосновывает свой тезис о наследственной передаче способностей от родителям к детям. Он анализирует семьи великих людей и описывает результаты своего анализа в книге, название которой само за себя говорит („Наследственный гений"), рассылает анкеты крупным английским ученым и опять утверждает, что выдающиеся достижения являются результатом хорошей наследственности („Люди английской науки: их природа и воспитание").
Основываясь на выводах своих работ, Гальтон приходит к заклю-
чению о необходимости улучшения британской расы - повышения умственных способностей путем селективного отбора. В 1883 году эти идеи получают названия евгеники, и в этом же году Гальтон публикует книгу „Исследование способностей человека и их развитие", которую принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.
Если при изучении психологических различий между людьми логика построения исследования требует вначале выяснить, чем и насколько индивиды отличаются друг от друга, а уже потом искать причины этих различий, то в истории изучения индивидуальных различий последовательность вопросов была обратной - вначале был поставлен вопрос „почему?", а лишь затем началось последовательное изучение того, чем же индивиды непохожи друг на друга.
Сэр Френсис Гальтон (1822-1911) - английский биолог, антрополог, географ, статистик - основатель психологии индивидуальных различий и психологического тестирования. Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина, эволюционная теория которого послужила толчком для его работ, связанных с выяснением роли наследственности в формировании способностей человека. Для психологической диагностики больших выборок испытуемых Гальтон организовал лабораторию на Международной медицинской выставке в Лондоне в 1884 году. Позднее эта лаборатория была переведена в Кенсингтонский музей, а еще позже, в 1904 году, стала частью лондонского университета. До конца своей жизни Гальтон был ее руководителем. Его работы - «Наследственный гений» (1869), «Люди английской науки: их природа и воспитание»(1874), «Исследование способностей человека и их развитие» (1883), «Корреляции и их измерение из антропологических данных» (1888) -определили основные направления исследований индивидуальных различий вплоть до сегодняшнего дня.
Для того, чтобы подкрепить свои описания великих людей экспериментальными доказательствами, Гальтон начинает исследование умственных способностей у обычных людей. Для этого он предлагает целый ряд простых методических приемов и техник, позволяющих оценить индивидуальные различия в восприятии цветов, в восприятии веса предметов и в скорости реакции на различные стимулы. Эти приемы стали первыми тестами умственного развития.
По этим тестам проводится огромное количество испытуемых. Так, в 1894 году на Международной выставке в Лондоне Гальтон организовал психологическую лабораторию, в которой было тестировано по сенсорным показателям более 9 тысяч испытуемых.
Однако при всем размахе экспериментальной работы и при всей эвристичности самой идеи (создать тесты, диагностирующие умствен-
ные способности), результаты оказались весьма скромными. К несчастью для Гальтона, выбор предмета тестирования оказался неудачным. Ни он сам, ни его последователь, американский психолог Джеймс Маккин Кэттел, также пытавшийся оценить интеллектуальное развитие с помощью простых сенсорных показателей, не смогли найти серьезных взаимосвязей между показателями своих методик и другими свидетельствами, характеризующими уровень умственного развития детей (которыми были, например, экспертные оценки учителей).
Почему Гальтон, обращавшийся к максимально комплексным и сложным показателям умственного развития в своих первых работах (при исследовании великих'людей), предпочел свести интеллектуальное тестирование к максимально простым, сенсорным показателям, остается непонятным. Возможно правы те, кто предполагает, что такое предпочтение является результатом влияния на Гальтона работ британских философов, в частности, Локка, утверждавшего, что именно сенсорная стимуляция представляет собой своего рода строительный материал для развития высших психических функций.
Но не исключено, что ориентации на максимально простые показатели является естественным этапом в развитии психологической науки, отражением логики ее развития. Так, и экспериментальная психология, появившаяся также во второй половине XIX в., ориентировалась на поиск простых элементов, определяющих структуру психической деятельности.
При всем том, что Гальтон оказался не слишком удачлив в выборе методов диагностики умственного развития и при всем скептическом отношении современной науки к его ранним работам (поскольку смешение генетических и средовых факторов приводит в них зачастую к ложным выводам), нельзя не признать огромных заслуг Гальтона. Он первым заговорил об индивидуальных различиях, первым создал диагностические тесты. Он предложил ряд методических приемов, идеология которых до сих пор не утратила своего значения (генеалогический метод, метод близнецов, метод приемных детей, которые будут подробно описаны в III части книги). Его попытки оценить роль наследственности в формировании психологических характеристик открыли дорогу для целого исследовательского направления, развивающегося в контексте психологии индивидуальных различий и оказывающего влияние на многие смежные области психологии.
На два десятилетия позже, чем Гальтон, в самом начале XX в. французский исследователь Альфред Бине предложил совершенно другую систему для измерения умственного развития детей, которая оказалась чрезвычайно удачной. Он и его коллеги, Виктор Анри и Теофил Симон, разработали батарею методик, направленных на диагностику значительно более сложных психологических особенностей - памяти, во-
ображения, внимания и т.д. Показателем интеллектуального развития в тестах Бине служил умственный возраст - соответствие уровня развития ребенка среднему уровню развития детей в определенном возрасте.
Первая версия теста Бине появилась в 1904 г, последняя (третья) - в 1911, а в 1912 г. немецкий исследователь Вильям Штерн на конференции по экспериментальной психологии в Берлине предложил использовать при обработке тестов Бине известный ныне каждому психологу индекс интеллекта - частное от деления умственного возраста на хронологический. Этот индекс получил название интеллектуального частного или коэффициента интеллекта (IQ).
К этому времени Штерн имел уже прочную репутацию исследователя индивидуальных различий. Именно он в свой работе „О психологии индивидуальных различий" (1900) ввел название „дифференциальная психология", т.е. психология дифференцирующая людей, ищущая различия между ними, а в 1911 г. опубликовал обширный труд, где это название стояло в заглавии книги - „Дифференциальная психология и ее методические принципы".
Вильям Штерн (1871-1938) - немецкий психолог, специалист по психодиагностике и по детской и дифференциальной психологии, создатель персо-нологической психологии - учения об уникальности человека. Становление его как исследователя происходило в период наиболее острых разногласий между двумя ведущими в то время направлениями немецкой психологии -экспериментальной психологией (В. Вундт, Э. Эббингауз) и понимающей психологией (Дильтей). Его учителями были представители как одной, так и другой школы, и это во многом определило его собственные исследования -сочетание интереса как к элементам психологической структуры, так и к целостной индивидуальности. В 1906 г., вместе с Отто Липпманом он основал Институт прикладной психологии в Берлине и в это же время стал соредактором журнала «Прикладная психология». 0 широте его интересов в это время можно судить по его книгам: «Факты и причины психологического развития»(1908), «Дифференциальная психология» (1911), «Методы тестирования интеллекта» (1912), «Психология раннего детства» (1914), «Психология и персонализм» (1917). В 1916-1933 гг. он руководит Гамбургским колониальным институтом (учебным заведением университетского уровня) и ведет ряд исследовательских проектов. В 1919 г. основывает Психологический институт в Гамбурге. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он был вынужден оставить институт и эмигрировал в США, где занимался преподавательской деятельностью.
В книге представлены основные принципы исследования индивидуальных различий, впервые дан сравнительный анализ номотетическо-го и идиографического подходов в исследовании психологических ха-
рактеристик и описаны методы, соответствующие каждому из них. Следует отметить, что и сами эти названия - номотетический (отражающий среднестатистические закономерности) и идиографический (отражающий уникальность каждого индивида) - введены в психологию индивидуальных различий Штерном.
Тесные, нерасторжимые связи между психологией индивидуальных различий и психодиагностикой характеризуют не только ранний период развития этих двух дисциплин. При описании предмета психологии индивидуальных различий говорилось о том, что одним из вопросов, исследуемых этой областью знания, является выделение психологических характеристик, существенных для понимания различий между людьми. Но выделение характеристик невозможно без применения диагностических методов, поэтому до сих пор сохраняются зоны пересечения интересов этих двух областей, хотя, в целом, за те сто с лишним лет, которые прошли с момента их возникновения, предмет их исследования и задачи, которые они решают, в значительной степени разошлись.
В книге Штерна, кроме собственно психологической части, представлен подробный анализ математических методов, используемых при исследовании индивидуальных различий. И это не случайно. Как уже говорилось в начале этого раздела, развитие психологии индивидуальных различий было бы невозможным без развития методов оценки различий между людьми.