русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И ПСИХОДИАГНОСТИКА


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 2005; Нарушение авторских прав


Вторая половина XIX в. - это время зарождения психологического тестирования, и в этот период психология индивидуальных различий не отделима от психодиагностики. Английский исследователь, Сэр Фрэнсис Гальтон, являющийся по общему признанию родоначальни­ком исследования индивидуальных различий, по столь же общему при­знанию является и отцом психодиагностики.

Начиная с 1869 года, он публикует серию работ, в которых обосно­вывает свой тезис о наследственной передаче способностей от родите­лям к детям. Он анализирует семьи великих людей и описывает резуль­таты своего анализа в книге, название которой само за себя говорит („Наследственный гений"), рассылает анкеты крупным английским ученым и опять утверждает, что выдающиеся достижения являются ре­зультатом хорошей наследственности („Люди английской науки: их природа и воспитание").

Основываясь на выводах своих работ, Гальтон приходит к заклю-


чению о необходимости улучшения британской расы - повышения ум­ственных способностей путем селективного отбора. В 1883 году эти идеи получают названия евгеники, и в этом же году Гальтон публикует кни­гу „Исследование способностей человека и их развитие", которую принято считать первым научным исследованием индивидуальных различий.

Если при изучении психологических различий между людьми логи­ка построения исследования требует вначале выяснить, чем и насколь­ко индивиды отличаются друг от друга, а уже потом искать причины этих различий, то в истории изучения индивидуальных различий пос­ледовательность вопросов была обратной - вначале был поставлен во­прос „почему?", а лишь затем началось последовательное изучение того, чем же индивиды непохожи друг на друга.

Сэр Френсис Гальтон (1822-1911) - английский биолог, антрополог, географ, статистик - основатель психологии индивидуальных различий и психологического тестирования. Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина, эволюционная теория которого послужила толчком для его работ, связанных с выяснением роли наследственности в формировании способнос­тей человека. Для психологической диагностики больших выборок испытуе­мых Гальтон организовал лабораторию на Международной медицинской вы­ставке в Лондоне в 1884 году. Позднее эта лаборатория была переведена в Кенсингтонский музей, а еще позже, в 1904 году, стала частью лондонского университета. До конца своей жизни Гальтон был ее руководителем. Его работы - «Наследственный гений» (1869), «Люди английской науки: их приро­да и воспитание»(1874), «Исследование способностей человека и их развитие» (1883), «Корреляции и их измерение из антропологических данных» (1888) -определили основные направления исследований индивидуальных различий вплоть до сегодняшнего дня.



Для того, чтобы подкрепить свои описания великих людей экспери­ментальными доказательствами, Гальтон начинает исследование ум­ственных способностей у обычных людей. Для этого он предлагает це­лый ряд простых методических приемов и техник, позволяющих оце­нить индивидуальные различия в восприятии цветов, в восприятии веса предметов и в скорости реакции на различные стимулы. Эти приемы стали первыми тестами умственного развития.

По этим тестам проводится огромное количество испытуемых. Так, в 1894 году на Международной выставке в Лондоне Гальтон организо­вал психологическую лабораторию, в которой было тестировано по сенсорным показателям более 9 тысяч испытуемых.

Однако при всем размахе экспериментальной работы и при всей эвристичности самой идеи (создать тесты, диагностирующие умствен-


ные способности), результаты оказались весьма скромными. К не­счастью для Гальтона, выбор предмета тестирования оказался неудач­ным. Ни он сам, ни его последователь, американский психолог Джеймс Маккин Кэттел, также пытавшийся оценить интеллектуаль­ное развитие с помощью простых сенсорных показателей, не смогли найти серьезных взаимосвязей между показателями своих методик и другими свидетельствами, характеризующими уровень умственно­го развития детей (которыми были, например, экспертные оценки учителей).

Почему Гальтон, обращавшийся к максимально комплексным и сложным показателям умственного развития в своих первых работах (при исследовании великих'людей), предпочел свести интеллектуаль­ное тестирование к максимально простым, сенсорным показателям, остается непонятным. Возможно правы те, кто предполагает, что та­кое предпочтение является результатом влияния на Гальтона работ британских философов, в частности, Локка, утверждавшего, что имен­но сенсорная стимуляция представляет собой своего рода строитель­ный материал для развития высших психических функций.

Но не исключено, что ориентации на максимально простые показа­тели является естественным этапом в развитии психологической науки, отражением логики ее развития. Так, и экспериментальная психоло­гия, появившаяся также во второй половине XIX в., ориентировалась на поиск простых элементов, определяющих структуру психической деятельности.

При всем том, что Гальтон оказался не слишком удачлив в выборе методов диагностики умственного развития и при всем скептическом отношении современной науки к его ранним работам (поскольку сме­шение генетических и средовых факторов приводит в них зачастую к ложным выводам), нельзя не признать огромных заслуг Гальтона. Он первым заговорил об индивидуальных различиях, первым создал ди­агностические тесты. Он предложил ряд методических приемов, идео­логия которых до сих пор не утратила своего значения (генеалогичес­кий метод, метод близнецов, метод приемных детей, которые будут подробно описаны в III части книги). Его попытки оценить роль на­следственности в формировании психологических характеристик от­крыли дорогу для целого исследовательского направления, развиваю­щегося в контексте психологии индивидуальных различий и оказыва­ющего влияние на многие смежные области психологии.

На два десятилетия позже, чем Гальтон, в самом начале XX в. фран­цузский исследователь Альфред Бине предложил совершенно другую систему для измерения умственного развития детей, которая оказалась чрезвычайно удачной. Он и его коллеги, Виктор Анри и Теофил Си­мон, разработали батарею методик, направленных на диагностику зна­чительно более сложных психологических особенностей - памяти, во-


ображения, внимания и т.д. Показателем интеллектуального развития в тестах Бине служил умственный возраст - соответствие уровня раз­вития ребенка среднему уровню развития детей в определенном воз­расте.

Первая версия теста Бине появилась в 1904 г, последняя (третья) - в 1911, а в 1912 г. немецкий исследователь Вильям Штерн на конферен­ции по экспериментальной психологии в Берлине предложил исполь­зовать при обработке тестов Бине известный ныне каждому психологу индекс интеллекта - частное от деления умственного возраста на хро­нологический. Этот индекс получил название интеллектуального час­тного или коэффициента интеллекта (IQ).

К этому времени Штерн имел уже прочную репутацию исследовате­ля индивидуальных различий. Именно он в свой работе „О психологии индивидуальных различий" (1900) ввел название „дифференциальная психология", т.е. психология дифференцирующая людей, ищущая раз­личия между ними, а в 1911 г. опубликовал обширный труд, где это название стояло в заглавии книги - „Дифференциальная психология и ее методические принципы".

Вильям Штерн (1871-1938) - немецкий психолог, специалист по психо­диагностике и по детской и дифференциальной психологии, создатель персо-нологической психологии - учения об уникальности человека. Становление его как исследователя происходило в период наиболее острых разногласий между двумя ведущими в то время направлениями немецкой психологии -экспериментальной психологией (В. Вундт, Э. Эббингауз) и понимающей пси­хологией (Дильтей). Его учителями были представители как одной, так и другой школы, и это во многом определило его собственные исследования -сочетание интереса как к элементам психологической структуры, так и к целостной индивидуальности. В 1906 г., вместе с Отто Липпманом он основал Институт прикладной психологии в Берлине и в это же время стал соредак­тором журнала «Прикладная психология». 0 широте его интересов в это время можно судить по его книгам: «Факты и причины психологического развития»(1908), «Дифференциальная психология» (1911), «Методы тестирова­ния интеллекта» (1912), «Психология раннего детства» (1914), «Психология и персонализм» (1917). В 1916-1933 гг. он руководит Гамбургским колониаль­ным институтом (учебным заведением университетского уровня) и ведет ряд исследовательских проектов. В 1919 г. основывает Психологический институт в Гамбурге. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он был вынужден оставить институт и эмигрировал в США, где занимался преподавательской деятельностью.

В книге представлены основные принципы исследования индивиду­альных различий, впервые дан сравнительный анализ номотетическо-го и идиографического подходов в исследовании психологических ха-


рактеристик и описаны методы, соответствующие каждому из них. Следует отметить, что и сами эти названия - номотетический (отража­ющий среднестатистические закономерности) и идиографический (от­ражающий уникальность каждого индивида) - введены в психологию индивидуальных различий Штерном.

Тесные, нерасторжимые связи между психологией индивидуальных различий и психодиагностикой характеризуют не только ранний пери­од развития этих двух дисциплин. При описании предмета психологии индивидуальных различий говорилось о том, что одним из вопросов, исследуемых этой областью знания, является выделение психологичес­ких характеристик, существенных для понимания различий между людь­ми. Но выделение характеристик невозможно без применения диагнос­тических методов, поэтому до сих пор сохраняются зоны пересечения интересов этих двух областей, хотя, в целом, за те сто с лишним лет, которые прошли с момента их возникновения, предмет их исследова­ния и задачи, которые они решают, в значительной степени разошлись.

В книге Штерна, кроме собственно психологической части, пред­ставлен подробный анализ математических методов, используемых при исследовании индивидуальных различий. И это не случайно. Как уже говорилось в начале этого раздела, развитие психологии индивидуаль­ных различий было бы невозможным без развития методов оценки раз­личий между людьми.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РАЗЛИЧИЙ | ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И СТАТИСТИКА


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.