русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Вопросы и задания для самостоятельной работы


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 631; Нарушение авторских прав


1. В чем состоят эвристические возможности понятия «стиль деятельности» – когнитивный, профессиональный, жизненный?

2. Какие жизненные стили выделял А. Адлер?

3. Что такое стратегия психологического преодоления и какие его виды вам известны?

4. Свяжите между собой понятия Я‑концепции, локуса контроля и психологического преодоления.

5. Подберите иллюстрации для каждого вида психологического преодоления из области литературы и искусства.

6. Что такое когнитивный стиль и каковы его характеристики?

7. Попробуйте применить характеристики когнитивного стиля к анализу поведения человека в различных ситуациях.

8. Соотнесите иерархическую модель стиля человека, построенную А.В. Либиным, со структурой индивидуальности в учениях разных авторов (см. главу 3).

9. Каковы психологические различия между самоактуализирующейся личностью и «человеком‑манипулятором»?

10. Сравните понятия самоактуализации и уровня психического развития по А.Ф. Лазурскому[20].

Литература

1. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port‑Royal, 1997. – 285 с.

2. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопросы психологии. – 1980. – N? 3. – С. 101–108.

3. Анастази А. Дифференциальная психология. – М.; Апрель‑Пресс, 2001. – 745 с.

4. Бернс Р. Развитие Я‑концепции и воспитание. – М., 1986.

5. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М., 1995.

6. Дорфман Л.Я. Стили активности – методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. – М.: Смысл. 1998. – С. 34–51.

7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 325 с.

8. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.



9. Лазурский А.Ф . Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С. 179–198.

10. Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992.

11. Лучшие психологические тесты. – Петроком, 1992.

12. Либин А.В . Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 534 с.

13. Нартова‑Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–31.

14. Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. – М.: Смысл, 1998.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1982.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – 602 с.

 


[1]Строго говоря, работы К.*Г. Юнга показали, что и культура также является источником очень устойчивых поведенческих проявлений, закрепленных в коллективном бессознательном в форме архетипов, но их сохранение и проявления нельзя доказать естественнонаучными методами.

 

[2]Программа роста, или грациализации, – соотношение детского и взрослого в облике и поведении (открыта советскими исследователями А.А. Малиновским и Я.Я. Рогинским). 3) Программа энергозатрат, регламентирующая преобладание механизмов жирового обмена, интенсивного накопления энергии и меньшей ее траты (ассимиляции), либо механизмов углеводного обмена (диссимиляции), что также отражается в поведении и морфологии человека (открыта и описана советским исследователем В.Б. Бунаком). Помимо этих программ, выделено еще по крайней мере двенадцать, связанных с биологическим полом, о чем мы будем говорить позднее.

 

[3]А. Анастази предпочитает называть структурные свойства индивида “телосложением" и выделяет 1) соматопсихологические факторы (влияние болезней на психологические характеристики), физиологические факторы (ЭЭГ, автономный баланс как степень преобладания симпатического или парасимпатического отделов, биохимию, функционирование желез, факторы питания) и сенсорные ограничения; 2) анатомические изменения (размер и форма головы, рук, тела) (1).

 

[4]Современный психиатр П. Волков для разведения понятий “личность” и “характер” использует следующую аналогию. “Река – это характер, а личность – пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается ка месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И» наконец» он может» плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет те отношения, в которые личность может поставить себя к характеру… Очевидно, что третий вариант – самый лучший, но он требует знаний и работы над собой” (4, с. 14).

 

[5]Виды аффективных реакций. 1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений). 2. Экстраиунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее). 3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации). 4. Демонстративные (аффект разряжается в “спектакль”) (15).

 

[6]Виды преходящих нарушений поведения. 1. Делинквентность (мелкие правонарушения). 2. Токсикоманическое поведение. 3. Побеги из дома и бродяжничество. 4. Транзиторкые сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм) (15).

 

[7]Наследуемость интеллекта понимается как отношение генотипической дисперсии к фенотипической (наблюдаемой в эксперименте). Однако корректнее было бы говорить о роли наследственности в межиндивидуальной изменчивости и осознавать факт возможности на него средовых влияний. Все это побуждает рассматривать полученные результаты весьма осторожно (14).

 

[8]К.‑Г. Юнг связывал экстраверсию и интроверсию с двумя эволюционно сложившимися способами приспособления к объективному миру. “Первый путь – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь – это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости” (16, с. 404). Поскольку экстраверт склонен растрачиваться, внедряться, а интроверт – обороняться посредством рефлексии, воздерживаться от затрат энергии, то, ссылаясь на Блейка, Юнг называет эти типы плодородным (prolific) и прожорливым (devouring). Биология показывает, что оба стиля существования эффективны, но один приходит к успеху благодаря множеству отношений, а другой – посредством установления монополии (можно связать эти две стратегии с мерой разборчивости во взаимодействии с объектами).

 

[9]П.В. Волков продолжает традицию описания характера здорового человека посредством клинической терминологии» о которой писал П.Б. Ганнушкин: “Ясно, что изучение характеров может быть плодотворным только в том случае, если оно выйдет из узких рамок нормальной психологии и будет руководствоваться данными, кроме того, патопсихологии… Учение о характерах должно быть предметом дисциплины, находящейся на рубеже между психологией и психиатрией” (5, с. 269).

 

[10]Термин “защита” появился как результат симпатии 3. Фрейда военным метафорам и как признание того факта, что адаптивные процессы, называемые сегодня защитами, в работах Фрейда служили действительно защитной задаче избежать повторения травмирующего опыта.

 

[11]Индивидуальные диспозиции Г. Оллпорт определял как нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения (по 14).

 

[12]Напомним, что либидо (половое влечение) в психоанализе рассматривалось как основное влечение, определяющее человеческую активность и трансформирующееся посредством сублимации в творческую энергию, а в теории Юнга стало рассматриваться как источник жизненной силы вообще.

 

[13]“Как известно, нет и не может быть никакого человеческого опыта без наличия субъективной готовности. Но в чем состоит эта субъективная готовность? Она в конечном счете состоит во врожденной психической структуре, позволяющей человеку вообще иметь такой опыт. Так, все существо мужчины предполагает женщину – как телесно, так и духовно” (15, с. 255).

 

[14]Данные получены в рамках дипломного исследования С.И. Рыжовой «Особенности восприятия родителями черт мужественности и женственности у детей подросткового возраста», защищенной в 2001 году в МОСУ.

 

[15]Впрочем, в психологии поведения животных получены данные, не соответствующие стереотипам традиционно человеческого поведения. Так, например, среди крыс у женских особей наблюдается значительно меньшая робость по сравнению с мужскими особями, причем эта тенденция наблюдалась даже после удаления половой железы у представителей обоих полов. Самки также проявляли большую половую активность, чем самцы. У некоторых видов обезьян также наблюдается поведение, отличающееся от человеческого: копуляция может у них инициироваться любым из полов (1, 4).

 

[16]С.Г. Геллерштейн писал в этой связи: “Мы видим, насколько неустойчиво и условно понятие профессионально важных признаков как постоянных элементов некоей профессиональной структуры. Современная профессиография на каждом шагу разрушает подобные представления… Перед профессиографией стоит невероятно трудная задача – предугадать те пути, по которым должно пойти изменение организационно‑технической, а вслед за тем и психофизиологической структуры профессий” (5, с. 122).

 

[17]Подробно стилевые характеристики индивидуальности рассматриваются в главе 12.

 

[18]Ч. Ломброзо выделил 1) прирожденных преступников , 2) душевнобольных преступников, 3) преступников по страсти , 4) случайных преступников. Прирожденный преступник определялся Ч. Ломброзо как скрытый психопат, который имеет патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызения совести, цинизм, склонность к предательству, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм.

 

[19]А. Адлер использовал для иллюстрации понятия “жизненный стиль” такой образ. "Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по‑разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева – это его индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что у каждого дерева есть своя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение” (1, с. 71).

 

[20]«В качестве критерия моральной оценки… необходимо выставить большее или меньшее стремление к совершенствованию. Если ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, чем в него вложено от природы, то зато имеющиеся от природы духовные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном состоянии, или. наоборот, развернуться как в количественном, так и в качественном отношении. И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одарвнного человека, или же в бедной, примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню.(9, с. 188).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стиль жизни и самоактуализация | Архитектура и состав ПЭВМ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.