русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Структура систем автоматизированного синтеза единичных технологических процессов


Дата добавления: 2015-08-06; просмотров: 2504; Нарушение авторских прав


Создание систем автоматизированного синтеза единичных ТП на основе конструктивно-технологических параметров предмета производства (в частности — детали) является одной из наиболее актуальных и нерешенных пока проблем автоматизации проекти­рования. Главной причиной этого является отсутствие общего ре­шения проблемы синтеза структур объектов проектирования ин­вариантного их классу.

Известен ряд концептуальных подходов к решению проблемы синтеза структур ТП. Однако каждый из них обладает рядом не­достатков, в том числе и принципиальных, которые делают не­возможным создание эффективно работающих САПР ТП на их основе.

При обеспечении поддержки решений, принимаемых и реали­зующихся в ПТЦ, наиболее целесообразна автоматизация синтеза маршрутных ТП, в частности, изготовления деталей, одна из со­временных концепций которой излагается в работе [4] и основные выдержки из которой, приведены ниже.

Рассматриваемая концепция предполагает:

• отказ от копирования действий человека — проектировщика ТП;

• штатный режим работы системы — пакетный, реализующий­ся по завершении интерактивного ввода исходных данных;

• использование в качестве элементарной структурной единицы, на базе которой формируют маршрутный ТП, технологического метода.

Концептуальная модель автоматизированной системы синтеза маршрутных ТП изображена на рис. 15(2.10).

В системе определяют состав и последовательность технологи­ческих операций, но не строят структуру последних.

Входные данные системы включают в себя:

• конструктивно-технологические параметры детали и заго­товки, которые могут формироваться в CAD, а затем импортиро­ваться;

• организационно-производственные данные (объем выпуска детали, объем производственной партии, вид (код) заготовки, ее размеры, единицы нормирования, номера цеха, участка и т.д.);



• данные о технологических возможностях и ресурсах производства.

Геометро-технологическое моделирование заготовки и дета­ли (блок 1) выполняют с использованием специализированной гра­фической среды. Деталь представляют упорядоченной совокупностью комплексов поверхностей, объединяемых общностью технологии формообразования. Для каждого комплекса генерируют (блок 2) множество элементарных маршрутов его обработки, элементы ко­торого после селекции становятся информационной основой для выполнения собственно синтеза единичного маршрутного ТП.

Синтез ТП (блок 3) выполняют в пакетном режиме за два последовательных этапа: макетирования и корректировки маршрут­ного ТП.

Макет маршрутного ТП формируют «от готовой детали к заго­товке» объединением переходов различных элементарных марш­рутов обработки комплексов (ЭМОК) в макеты операций на базе общности групп используемого оборудования и множеств возмож­ных схем установки (СУ) заготовки. Последовательность макетов операций устанавливают, используя априорное разделение ТП по этапам (см. табл. 5.1).

Макет маршрутного ТП — первичное проектное решение, нуждающееся в корректировке.

Корректировку макета маршрутного ТП выполняют «от заго­товки к готовой детали». Поверхности, операций устанавливают, используя априорное разделение ТП по этапам (см. табл. 5.1).

Макет маршрутного ТП — первичное проектное решение, нуждающееся в корректировке.

Корректировку макета маршрутного ТП выполняют «от заго­товки к готовой детали». Поверхности, обработка которых описана в макетах операций, связывают технологическими базами, допус­кающими их обработку. При этом может изменяться последова­тельность и содержание технологических операций. Учитывают об­щие технологические принципы построения процессов изготовле­ния деталей.

Сформированное множество маршрутных ТП оценивают (блок 4) прежде всего по технологической непротиворечивости по­лученных результатов. Варианты ТП, содержащие противоречащие общим технологическим правилам фрагменты, исключают из рассмотрения. При необходимости над множеством вариантов ТП выполняют процедуры оптимизации. Для принятого варианта оформ­ляют технологические документы (блок 5).

 

Рис.15. Концептуальная модель автоматизированной системы синтеза

маршрутных ТП изготовления деталей

 

Геометро-технологическую модель предмета производства, используемую при синтезе ТП, формируют из элементов, называ­емых технологическими комплексами поверхностей.

Технологический комплекс (Т-комплекс) — совокупность поверхностей различных типов, которые могут быть обработаны совместно при непрерывном движении инструмента по заданной траектории или обработаны комплектом последовательно исполь­зуемых инструментов при реализации ЭМОК. Каждому Т-комплексу ставят в соответствие множество технологических методов, которые в зависимости от условий производства и требований к качеству обработки могут быть использованы отдельно или в сово­купности, как переходы ЭМОК, для совместной обработки всех поверхностей, образующих Т-комплекс. Фрагмент каталога Т-комплексов представлен в табл. 5.2.

Элементарные маршруты обработки комплексов — совокупность технологических переходов, последовательное выполнение кото­рых ведет к формообразованию множества поверхностей данного Т-комплекса и обеспечению предъявляемых к ним требований ка­чества. ЭМОК не хранят в готовом виде, а генерируют вновь для каждого конкретного сочетания требований качества, предъявля­емых к поверхностям Т-комплекса и условиям их обработки. Для каждого Т-комплекса разработаны графы генерации ЭМОК.

 

Таблица 5.2. Фрагмент каталога Т-комплексов

Иден­тифи­катор Эскиз комплекса Технологические методы Тип произ­водства
Р11 Фрезерование цилиндрическое Шлифование (прямоугольный стол) Накатывание Фрезерование торце­вое Шлифование (круглый стол) Притирка Строгание Протягивание Шабрение *   *   С * С * Е, МС С *
: : : :
СЕР11 Обтачивание Притирка Шлифование абразив­ной лентой Шлифование круглое Продольное шлифо­вание круглое врезное * С C   * *
: : : :

Примечание. Е, МС, С — соответственно единичный, мелкосерийный, серийный типы производства; * — все типы производства.

 

При генерации ЭМОК используют данные об объеме выпуска, определяющие тип производства, а также наиболее общие пра­вила, дополнительно характеризующие условия применимости конкретного технологического метода. В результате для каждого Т-комплекса формируют множество вариантов ЭМОК, мощность которого зависит от состава исходных технологических методов, а также диапазонов значений показателей качества соответствую­щих поверхностей.

Для каждого варианта ЭМОК определены:

• идентификатор Т-комплекса, типы и геометро-технологические параметры входящих в него поверхностей;

• порядковый номер ЭМОК, список входящих в него техноло­гических переходов;

• данные по переходам: порядковый номер перехода в ЭМОК; реализующийся в переходе технологический метод; показатели качества заготовки до обработки методом текущего перехода; показатели качества заготовки после обработки методом текущего перехода; приоритетная группа оборудования (ГО) для реализа­ции перехода; группа инструментов; список идентификаторов воз­можных СУ заготовок.

Для каждого Т-комплекса генерируют несколько вариантов ЭМОК однако, если их число превосходит три, автоматизиро­ванный синтез маршрутного ТП становится затруднен технически. Необходимо уменьшение числа вариантов ЭМОК, что достигаю их селекцией (отбором).

Целью селекции является не выбор единственного варианта ЭМОК для каждого комплекса, а сокращение числа этих вариан­тов до минимума, не оказывающего влияния на объективность и качество результатов последующего синтеза маршрутных ТП.

При селекции ЭМОК последовательно применяют следующие критерии: ожидаемые суммарные затраты на выполнение ЭМОК, однородность ГО и множеств используемых СУ в различных ЭМОК и внутри каждого ЭМОК.

Расчет затрат на выполнение каждого перехода и ЭМОК в це­лом носит приближенный (оценочный) характер и может выпол­няться в относительной форме с использованием, например, ко­эффициента машиночаса.

Синтез маршрутного ТП начинают с предваритель­ного определения содержания и последовательности технологи­ческих операций. Предварительно определенное содержание опе­рации называют ее макетом.

Макет операции - информационный объект следующей струк­туры:

{НОМЕР ОБРАБАТЫВАЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ТИП ОБРАБАТЫВАЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ, {{НОМЕР ПЕРЕХОДА ПОРЯДКОВЫЙ, МЕТОД, {ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ДООБРАБОТКИ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПОСЛЕ ОБРАБОТКИ}}}}, ИДЕНТИФИКАТОР ОБОРУДОВАНИЯ, ГРУППА, ТИП ОБОРУ­ДОВАНИЯ, {СХЕМА УСТАНОВКИ}.

Макет не является полностью и окончательно сформирован­ной операцией. Его можно создавать, сохранять, трансформиро­вать и уничтожать. Упорядоченная последовательность макетов операций образует макет ТП, который впоследствии можно моди­фицировать (изменять).

В зависимости от типа производства автоматически выбирается стратегия синтеза. В единичном и среднесерийном производстве используют стратегию концентрации: формируют операции, со­держащие максимально возможное число технологических пере­ходов обработки максимального числа поверхностей.

В крупносерийном и массовом производстве применяют страте­гию дифференциации: число переходов в операции ограничено необходимостью соответствия штучного времени такту выпуска.

Сформированные макеты операций могут быть избыточными по числу включенных переходов и не отвечать ряду формальных требований к содержанию (составу) операций. Аналогичными не­достатками может обладать и сформированная последовательность операций (макетов). Это вызывает необходимость в корректировке макета маршрутного ТП.

Установку заготовки при выполнении технологической операции определяют ее базы и схема закрепления, характеризующая место и направления действия сил закрепления заготовки. В настоящее время отсутствуют САПР ТП, в которых СУ определяется автома­тически (или при минимальном диалоге пользователя с системой).

В результате анализа СУ, использующихся при изготовлении деталей, выявлено следующее:

· при установке используют не более четырех поверхностей заготовки;

· в СУ используют элементарные поверхности следующих ос­новных типов: наружная цилиндрическая, внутренняя цилиндриче­ская, внутренняя коническая, плоскость;

· установочными базами чаще всего служат поверхности глав­ных форм и функционально базовые поверхности (например, цент­ровые отверстия).

Выбору СУ должно предшествовать генерирование максималь­но возможного числа их альтернативных вариантов. Генерируемые варианты СУ не должны противоречить общетехнологическим принципам и правилам.

Определение СУ для первой и последующих операций проектируемого ТП принципиально различаются. В первой операции ТП используют (и только один раз) черные установочные базы. Во второй и последующих операциях заготовку устанавливают на уже обработанные поверхности. Базовые поверхности должны быть об­работаны в операциях, предшествующих выполняемой.

Выбор варианта СУ для первой операции основан на положе­нии: выбранная СУ должна обеспечивать возможность обработки (доступа) для максимального числа поверхностей из их множе­ства, запланированных для обработки в первой операции. Обрабо­танные при выбранном варианте СУ поверхности маркируют и далее — при выборе СУ для последующих операций постоянно учитывают текущее состояние предмета производства.

Корректировку содержания и последовательности операций выполняют, пока не будут связаны базами все обрабатываемые поверхности и не сформированы все соответствующие операции. При синтезе формируют альтернативные варианты маршрутного ТП. Это связано с наличием, например, различных ключей группи­рования, альтернативности СУ, приводящих к различным про­должениям маршрутного ТП и т.д.

Предусмотрено «параллельное» формирование и рассмотрение альтернатив с определением необходимых (указываемых пользо­вателем САПР ТП) итоговых технико-экономических показате­лей проектного решения. По этим показателям в последующем осуществляют оптимизацию маршрутного ТП.

В алгоритмах системы синтеза ТП широко ис­пользуют технологические эвристики. Эвристика представляет со­бой частный (неполный) метод решения какой-либо задачи. Обычно это эмпирическое правило или стратегия.

Для предварительного определения содержания и последова­тельности операций используют следующие правила.

1. Начальными операциями процесса должны быть операции обработки технологических баз (промежуточных или окончательных). Их выполняют на черновом или получистовом этапах про­цесса изготовления детали. Операции обработки баз у тел враще­ния должны содержать обработку торцевых поверхностей.

2. Последовательность обработки зависит от системы проста­новки размеров на рабочих чертежах деталей: в начало ТП выносят обработку поверхностей, относительно которых на чертеже координировано наибольшее количество других поверхностей.

3. При невысокой точности исходной заготовки сначала обрабатывают поверхности, имеющие наибольшую толщину удаляемого материала (для раннего выявления дефектов заготовок).

4. Чем точнее поверхность, тем позже она обрабатывается окон­чательно в общем ТП изготовления детали.

5. Операции обработки поверхностей, имеющих второстепен­ное значение и не влияющие на точность основных размеров дета­лей (мелкие отверстия, фаски, канавки и т. п.), следует выполнять на чистовом этапе процесса, до операций окончательной обработ­ки ответственных поверхностей.

6. Легкоповреждаемые поверхности (наружные резьбы, зубча­тые поверхности с мелким модулем, наружные шлицевые поверх­ности и т. п.) обрабатывают на завершающих операциях ТП.

7. Операции, связанные с термическими и силовыми деформа­циями, должны выполняться до этапов чистовой и отделочной обработки.

8. Операции химико-термической обработки разделяют технологический процесс на самостоятельные части, каждая из кото­рых может содержать операции чернового и получистового этапов.

9. Первыми после термической обработки выполняют операции обработки (восстановления) технологических баз.

10.Некоторые операции химико-термической обработки (циани­рование, азотирование, цементация) требуют включения в ТП опе­раций по обеспечению защиты поверхностей, для которых такая обработка не предусмотрена, например, гальванического меднения.

11. После операций, связанных со значительными деформация­ми заготовки или обеспечением высоких значений показателей качества, следует предусматривать контрольные операции.

12.Предварительное содержание операций определяют, объе­диняя переходы, которые могут быть выполнены на выбранном (заданном) оборудовании.

13.Возможно объединение в одну операцию переходов, соответствующих этапам:

• черновому и получистовому;

• получистовому и чистовому.

Допускают обоснованные отступления от изложенных принципов и правил. Например, при реализации принципа концентрации в одну операцию могут включать переходы, относящиеся к черно­вому, получистовому, чистовому этапам, однако указанные пере­ходы должны выполняться последовательно и не могут выполняться одновременно.

Область применения систем синтеза ТП — многономенклатур­ное производство практически любого типа. Эффективному исполь­зованию систем способствует предметная специализация: жела­тельно использование системы для проектирования ТП изготов­ления деталей ограниченного числа (близких) классов или групп. Создание автоматизированной системы синтеза ТП, инвариант­ной предмету производства (классу детали), является делом буду­щего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диалоговые САПР технологических процессов [Текст] : Учебник для вузов / В.Г. Митрофанов [и др.] – М.: Машиностроение, 2000. – 232с.

2. САПР в технологии машиностроения [Текст] : учебное пособие. – Ярославль: Яросл. гос. техн. ун-т, 1995. – 298с.

3. Кондаков, А.И. САПР технологических процессов [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. завед. / А.И. Кондаков. – М.: «Академия», 2007. - 272с.

4. Суслов, А.Г. Научные основы технологии машиностроения [Текст] / А.Г. Суслов, А.М. Дальский. – М.: Машиностроение, 2002. – 306 с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА САПР ТП . . . . . .
5.1. Технологический процесс как объект проектирования. . . . . .
5.2. Основные принципы построения САПР ТП. . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Состав и структура САПР ТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Построение САПР ТП на базе использования процессов-аналогов .
5.5. Структура систем автоматизированного синтеза единичных технологических процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

«Системы автоматизированного проектирования технологических процессов» методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «САПР ТП» специальности 151001 – Технология машиностроения для очной и заочной форм обучения. Часть 2.

 

 

Составитель: д.т.н., профессор Силич А.А.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Построение САПР ТП на базе использования процессов-аналогов | Отечественные САПР ТП


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.