Системы автоматизированного проектирования технологических процессов изготовления изделий машиностроения должны обеспечивать:
· проектирование ТП изготовления деталей;
· подготовку управляющих программ для станков с ЧПУ;
· проектирование ТП сборки изделий.
Основная идея, положенная в основу автоматизации проектирования ТП, может быть сформулирована следующим образом:
при заданной и введенной в автоматизированную систему информации о конструктивно-технологических параметрах предмета производства (детали, сборочной единицы, изделия), данных о производственных условиях и ресурсах, объеме выпуска изделий и т.д., система должна обеспечить проектирование и выдачу в заданных форматах технологический процесс, пригодный для реализации в заданных производственных условиях, при минимальном приложении интеллекта специалиста.
Качество полученного проектного решения должно быть не ниже, чем при его формировании специалистом соответствующей квалификации.
Изготовление конкретного изделия всегда осуществляют по единичному ТП. Поэтому, спроектированный с помощью рассматриваемой системы процесс чаще всего должен быть единичным.
Исторически усилия большинства исследователей и разработчиков направлялись на создание САПР ТП изготовления деталей. Теория и практика автоматизации проектирования ТП изготовления деталей наиболее разработаны. Вместе с тем в настоящее время практически отсутствуют полноценные системы, позволяющие осуществлять автоматизированный синтез единичных ТП. Это объясняется сложностью, наличием трудно формализуемых этапов проектирования ТП, недостаточной разработанностью теории синтеза структур сложных систем.
Особенно актуально создание синтезирующих САПР единичных ТП изготовления деталей для производственных систем многономенклатурного (единичного и среднесерийного) производства. В мировом машиностроении около 85%всех предприятий являются предприятиями именно с единичным и среднесерийным производством, причем доля этих предприятий постоянно увеличивается.
Машиностроение становится все более многономенклатурным — это одна из основных тенденций его современного развития. На долю индивидуального проектирования единичных ТП приходится до 60% объема всех задач проектирования ТП. Около 40% приходится на долю задач проектирования, решаемых с использованием ТП-аналогов.
В основу создания САПР ТП изначально были положены идеи формализации процедур проектирования и копирования действий человека — технолога — проектировщика ТП. Трудно и неформализуемые этапы проектирования предполагалось выполнять в режиме диалога проектировщика с системой. При разработке САПР зачастую игнорировалось принципиальное различие процессов формирования решений в результате алгоритмического (процедурного) выполнения некоторой задачи (например, расчета припусков на механическую обработку, определения штучного времени и т.п.) и решений, принятие которых невозможно без участия специалиста.
При создании САПР единичных ТП принцип копирования действий человека-проектировщика несостоятелен в силу ряда причин:
• особенности мыслительной деятельности человека (зрительное распознавание и восприятие геометрических образов, ассоциативное мышление, умение мыслить по аналогии и т.д.) в настоящее время исследованы недостаточно. Формализуется, как правило, лишь малая часть внешних (результативных) проявлений этой деятельности. Оставшаяся часть находится вне возможностей современной формализации, что, естественно, резко обедняет возможности создаваемых систем;
• современные информационные технологии дают ряд возможностей и преимуществ, которыми не обладает человек: возможность практически мгновенного перебора и селекции огромного числа вариантов решений, методы обработки нечисловой информации (ассоциативный выбор в базах данных, обработка списков и т.д.). Это позволяет организовать процедуры, не выполняющиеся человеком при неавтоматизированном проектировании ТП, но способствующие при автоматизации проектирования достижению его целей.
Отказ от копирования действий человека при работе САПР ТП снимает многие ограничения, накладываемые на систему и на действия ее разработчика, например, необходимость технологической понятности каждого из выполняющихся этапов создания системы. Вместе с тем апробированная общая последовательность выполнения отдельных этапов проектирования ТП должна быть сохранена при работе САПР ТП.
Дальнейшее совершенствование автоматизированного технологического проектирования прямо зависит от решения проблемы автоматизированного синтеза структур технологических объектов, в частности, ТП. Создание полноценных автоматизированных систем позволит оснастить производственные системы мощными средствами поддержки технологических решений, функционирующими в режиме реального времени производственной системы.
Приближенные оценки соотношений долей трудоемкости проектных работ, выполняющихся в автоматизированном режиме при проектировании единичных ТП, приведены в табл. 1. Эти оценки отражают современный уровень автоматизации проектирования указанных ТП и свидетельствуют о недостаточной разработанности САПР ТП.
Таблица 1.
Соотношение трудоемкостей основных этапов индивидуального проектирования единичных ТП изготовления деталей
Этап проектирования
Доля в общей трудоемкости проектирования ТП, %
Доля трудоемкости работ, выполняющихся в автоматизированном режиме, от трудоемкости работ этапа, %
Разработка технологии:
маршрутной
операционной
25...45
50... 60
Близка к 0
35...45
Техническое нормирование
5... 10
Методология создания САПР ТП на основе аналогов разработана значительно глубже, чем САПР ТП, осуществляющих автоматизированный синтез единичных процессов. Известен ряд примеров реализации САПР ТП данного класса, различающихся полнотой удовлетворения потребностей пользователя и построенных по единому принципу. Однако при создании подобных систем существует ряд нерешенных научно-технических задач, например:
• классификации — выделение необходимого и достаточного множества конструктивно-технологических признаков, на базе которых конкретная деталь с достаточной достоверностью может быть отнесена к определенному классу;
• выбора (коррекции) схем установки заготовок при выполнении технологических операций.
Подготовку управляющих программ для станков с ЧПУ в настоящее время можно считать полностью автоматизированной подфункцией ТПП. Разработано значительное число систем автоматизированного программирования, позволяющих получать управляющие программы высокого качества независимо от используемого постпроцессора системы ЧПУ. Подготовку программ выполняют, как правило, в следующей последовательности:
• указывают модель постпроцессора системы ЧПУ;
• на специализированном языке описывают геометрию обрабатываемых на станке с ЧПУ зон заготовки и технологические параметры, соответствующие выполняемой операции;
• по окончании работы системы автоматизированного программирования контролируют полученную управляющую программу.
Системами автоматизированного программирования часто оснащают современные станки с ЧПУ. В этом случае система управления станком работает в мультипрограммном режиме, обеспечивая одновременно и управление станком по уже введенной программе, и подготовку новой управляющей программы.
К нерешенным научно-техническим задачам, связанным с автоматизацией подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ, можно отнести обеспечение качества обработки. Прежде всего, это автоматизация коррекции траектории относительного движения инструмента или режимов обработки с целью обеспечения заданного качества, в особенности при изготовлении сложных и ответственных деталей.
Автоматизация проектирования ТП сборки изделий в настоящее время является одной из наиболее актуальных, сложных и наименее разработанных проблем современного машиностроения. Число САПР ТП, поддерживающих проектирование процессов сборки, незначительно. Уровень автоматизации проектирования процессов сборки низок. Это объясняется следующими основными причинами:
• технологические методы сборки по своей сути сложны. Их практическая реализация отличается большим разнообразием действий, выполнение которых лежит за пределами возможностей современных средств автоматизации;
• процессы сборки имеют ветвящуюся (древовидную) структуру, их отличает исключительная много вариантность и возможность неожиданных для разработчика продолжений;
• сборка является завершающим этапом изготовления машины, поэтому требования к обеспечению ею заданного качества (точности) приобретают особую остроту;
• методы обеспечения заданной точности сборки весьма разнообразны и слабо формализованы, строгие правила их эффективного применения отсутствуют;
• базовые методологические принципы и правила проектирования ТП сборки разработаны недостаточно, процесс проектирования зачастую носит творческий характер и не может быть выполнен без участия специалиста.