Методические указания для проведения практических и лабораторных занятий
для студентов специальности 1-27 01 01
«Экономика и организация производства (по направлениям)»
направления специальности 1-27 01 01 21
«Экономика и организация производства (общественное питание)»
Могилев 2011
УДК 339.18 (075.8)
Рассмотрены и рекомендованы к использованию в учебном процессе
на заседании кафедры «Товароведение и организация торговли»
Протокол № _____ от «____»________2011 г.
Разработка производственной программы объекта общественного питания (на примере магазина-кулинарии)
Цель: разработать производственную программу магазина-кулинарии на 3 рабочих места, имеющего собственное производство (в т.ч. цех мучных изделий) и торговый зал (кафетерий на 16 мест).
Общие сведения
Магазин (отдел) кулинарии – магазин (отдел) в системе общественного питания, реализующий населению кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Магазины (отделы)-кулинарии могут входить в состав объектов общественного питания, либо размещаться самостоятельно. При самостоятельном размещении, как правило, предусматривают приемочную продуктов площадью 16 м2 и служебно-бытовые помещения из расчета 1,4 м2 на 10 м2 торговой площади. В магазина-кулинарии на 3 и более рабочих места следует проектировать на площади подсобного помещения охлаждаемую камеру из расчета 1,5м2 на одно рабочее место.
При магазине-кулинарии может быть организован кафетерий.
В магазине-кулинарии чаще всего организуют три отдела [[1]]:
- отдел полуфабрикатов: мясных, рыбных, овощных, крупяных;
- отдел готовой кулинарной продукции: салаты, винегреты; запеканки овощные и крупяные; паштеты; кулинарные изделия из мяса, рыбы, птицы жареные, отварные, запеченные и пр.;
- кондитерский отдел: мучные кулинарные и кондитерские изделия из разных видов теста собственного производства (торты, пирожные, пирожки, булочки и пр.), а также покупные (также в данном отделе реализуется продукции кафетерия).
Производственной программой различных типов объектов общественного питания является расчетное меню. Расчетное меню представляет собой перечень наименований блюд с указанием выхода готового блюда и их количества. Чтобы составить его необходимо выполнить ряд предварительных расчетов:
1. определить число потребителей;
2. определить общее количество блюд;
3. произвести распределение блюд по группам.
Задание 1. Разработать производственную программу (расчетное меню) магазина-кулинарии
Расчетное меню составляют по действующим сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий с учетом ассортиментного минимума для различных типов объектов общественного питания, сезонности, разнообразия блюд по дням недели, приемов тепловой обработки, особенностей вкусов местного населения, климатических условий.
Примерный ассортимент продукции для магазина-кулинарии представлен в таблице 1.1.
Ассортимент продукции магазина-кулинарии должен соответствовать примерному ассортименту полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, учитывать спрос потребителей на пролукцию общественного питания. Необходимые требования – разнообразие ассортимента с учетом рационального расходования сырьевых ресурсов и обеспечение рентабельности магазина-кулинарии.
Таблица 1.1 – Примерный ассортиментный перечень продукции собственного производства, товаров для магазинов, отделов кулинарии [[2]]
Требования
Магазин кулинарии
(кол. наименований)
Отдел кулинарии (полуфабрикатов)
1. Кулинарные изделия <1>
В том числе: изделия из мяса, птицы, рыбы
8
5
изделия из творога, и / или крупы, и / или овощей
мучные изделия (блинчики, пирожки и другое)
салаты и винегреты
картофель и овощи отварные
сладкие блюда (желе, муссы и другое)
1 <2>
-
2. Мучные кондитерские и хлебобулочные изделия
-
3. Полуфабрикаты <3>
В том числе: мясные, рыбные, из птицы (порционные, мелкокусковые, из рубленой и котлетной массы и другие)
7
4
из овощей, и / или крупы, и / или мучные
тесто (дрожжевое, слоеное, песочное)
4. Соусы, специи, маринады, консервы рыбные, мясные, овощные, продукты быстрого приготовления, алкогольные и табачные изделия (при наличии специального разрешения (лицензии) и другое
Количество определяется в зависимости от конкретных условий и специфики работы
Примечание
<1> Для отделов полуфабрикатов необязательно.
<2> При наличии условий.
<3> Для отделов кулинарии необязательно.
Расчет ассортимента и количества изделий следует оформить по форме таблицы 1.2.
Таблица 1.2 – Ассортимент изделий для магазина-кулинарии